Коллективная монография «Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей» (только что вышла в ИД Высшей школы экономики) — результат многолетних полевых экспедиций, проводившихся Лабораторией медиаисследований «Вышки». В книгу, которая занимает как бы промежуточную нишу между строгим академическим междисциплинарным исследованием и популярной публицистикой, вошли журналистские наблюдения и эссе участников экспедиций, а также большие фрагменты интервью с жителями сел и поселков нескольких регионов средней полосы России.
Основной интерес исследователей, как видно из названия книги, был сосредоточен на отношении сельских жителей к СМИ и формировании новых практик потребления медиа (как раз в 2012–2014 годах, когда проводились экспедиции, в регионах шло бурное развитие цифрового многоканального телевидения), однако не менее интересны и другие бытовые паттерны, описанные в книге. Некоторые из них демонстрируют глубокую (и настойчиво осознанную) преемственность с советским прошлым.
Об этом — отрывок из главы «Общество ремонта», который мы публикуем с любезного разрешения издательства. Дело происходит в поселке Коксовый в Белокалитвинском районе на севере Ростовской области.