Еврокомиссия провозгласила 2021 год Годом европейских железных дорог. На модернизацию железнодорожной инфраструктуры Брюссель выделил €5,8 млрд. Самым любопытным пунктом обширной программы развития железных дорог Европы является возврат в расписание ночных рейсов, на которые выделены €100 млн и которые в последние годы фактически исчезли на западе континента.
20 мая в 20.52 с парижского железнодорожного вокзала Аустерлиц вышел первый после трехлетнего перерыва ночной поезд в Ниццу. На вокзал Ницца-Вилль он прибыл строго по расписанию на следующий день в 9.11 утра. О внимании, которое сейчас уделяется во Франции развитию ночных поездов, говорит тот факт, что одним из пассажиров этого поезда был французский премьер-министр Жан Кастекс.
Ночной поезд преодолевает 960 километров, отделяющие столицу от жемчужины Лазурного побережья Франции, за 12 часов, тогда как по воздуху преодолеть это расстояние можно всего лишь за полтора часа. Тем не менее, правительство Пятой республики решило восстановить отмененный из-за нерентабельности в декабре 2017 года поезд, ранее называвшийся «Синий экспресс». В планах увеличение числа ночных маршрутов к 2030 году с нынешних двух до 10.
Ночные поезда возвращаются не только во Франции. В прошлом месяце также вернули в расписание и ночной поезд, курсирующий по маршруту Вена-Амстердам. Недалек день, когда голландский стартап European Sleeper свяжет ночным экспрессом Амстердам, Брюссель, Берлин и Прагу. Но главным пунктом Года европейских железных дорог наверняка станет ночной поезд Connecting Europe Express, который доставит пассажиров из Лиссабона в Париж по длинному маршруту, объехав 26 европейских стран и совершив остановки приблизительно в 70 городах.
Аналог Трансъевропейского экспресса, колесившего по Старому Свету с 1957 по 1995 годы между приблизительно тремя десятками крупных городов, сократит выбросы двуокиси углерода благодаря отмене десятков внутренних авиарейсов, по расчетам ученых из Германии, Польши, Франции и Испании, занимающихся вопросами транспорта и экологии, не меньше чем в 6 раз. 17 из 20 наиболее популярных авиарейсов в Европе имеют протяженность менее 700 километров и вполне могут быть заменены поездами. Самолеты, летающие на этих маршрутах, выбрасывают каждый год в атмосферу Старого Света порядка 28 млн тонн СО2, а поезда – в 30 с лишним раз меньше.