Фото: Rudolf Breslauer. Источник: annefrank.org (Public domain)
Во время войны в Нидерландах погибло восемьдесят процентов евреев — в два с лишним раза больше, чем в любой другой западной стране. Цифры намного выше, чем во Франции, Бельгии, Италии и даже собственно Германии и Австрии, отмечает британский ученый Барт ван Эс, автор книги «В поисках Лин. История о войне и о семье, утраченной и обретенной» (вышла недавно в издательстве Книжники). Для автора книги, родившегося в Нидерландах и «выросшего со смутной верой в голландское Сопротивление», это оказалось глубоким потрясением.
Барт ван Эс (род. 1972) — известный историк английской литературы, профессор Оксфорда. В годы войны его бабка и дед прятали у себя еврейскую девочку Лин де Йонг. Книга «В поисках Лин» — это одновременно и семейная история, и документально-мемуарное исследование Холокоста в Нидерландах.
Крайне низкие шансы голландских евреев на выживание объясняются несколькими факторами, пишет ван Эс. Еврейское население в основном было городским, преследования начались рано, бежать через границу было практически невозможно, а процесс постановки на учет шел быстро. Но и голландцы проявили рвение: доносили на соседей, арестовывали, сажали в тюрьму, транспортировали. В Нидерландах смерть евреям несло именно местное правительство:
Здесь, в отличие от остальных стран, была внедрена система финансового поощрения. За голову каждого еврея полагалось вознаграждение в семь гульденов пятьдесят центов. Эти деньги полицейский, осведомитель или простой гражданин получал наличными. Кроме того, власти установили конкурентную систему: право на арест получили два независимых агентства. Первое — обычная полиция, в которой сформировали специализированные подразделения с названиями вроде «Центральный контроль», «Бюро еврейских вопросов» или «Политическая полиция». Второе — полукоммерческая организация Hausraterfassung с голландским персоналом.
Технически ее деятельность заключалась в том, чтобы конфисковывать еврейскую собственность, но организация расширила бизнес и тоже ловила евреев. Ее пятьдесят сотрудников сдали около девяти тысяч человек. Таким образом, нидерландские власти быстро перевыполнили планы, поставленные им немецкими хозяевами, и отправили в концентрационные лагеря на востоке сто семь тысяч «стопроцентных евреев».
Судьбе и карьере одного из голландских коллаборационистов, видного «охотника на евреев» Харри Эверса посвящен отрывок из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства.