Даниил Александров. Фото: из личного архива

Даниил Александров. Фото: из личного архива

Секс у школьников и вообще рисковое поведение учащихся – табуированная тема в нашей стране. Множеству людей хочется закрыть глаза и поверить, что подростки не пьют, не курят, не занимаются сексом и уж тем более не болеют гонореей.

Действительно ли раннее начало половой жизни влияет на частоту заболеваемости ЗППП и проблемы со здоровьем в будущем, какую роль в сексуальном просвещении должны играть школа и семья и говорит ли распространение секса до брака о падении нравов, «Будущему» рассказал Даниил Александров – ординарный профессор, руководитель лаборатории социологии образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Проблемы сексуального просвещения

Секс у школьников это достаточно сложная тема для нашей страны. Об этом очень редко говорят. Почему ситуация сложилась именно таким образом? Это какой-то комплекс на подсознательном уровне?

– Секс у школьников – действительно сложная тема для нашей страны, как и для многих других стран. Потому что есть такое общее качество людей – взрослые всегда хотят защитить детей: дети всегда вызывают сильные положительные эмоции у людей, это рефлекс, и не только у родителей. А самый простой способ – как коленный рефлекс – все запретить и остановить секс-просвещение под лозунгом «наших детей развращают», хотя под ним нет никаких оснований. Большинство взрослых предпочтет пригласить в школу проповедника, чтобы объяснить детям, что секс – это плохо, а не медицинского психолога, который будет расспрашивать тех же детей про уже существующие у них практики секса. Второй вариант считается опасным.

Я читаю лекцию о сексе у подростков, и чья-то мама мне говорит: «Мне кажется, что вы манипулируете. Я вот не хотела бы, чтобы с моими детьми разговаривали о сексе – мне кажется, моей дочке рано». Я объясняю, что всем взрослым в отношении детей всегда кажется «рано», а ощущение «пора» возникает тогда, когда оказывается, что уже совсем поздно. Мы слишком эмоционально относимся к детям, поэтому взрослые обычно неправильно оценивают их развитие.