
Женщины-заключенные на строительных работах в лагере Равенсбрюк
Фото: Bundesarchiv
Насилие как самоцель: жестоко избивать умирающих от голода заключенных, а потом ласково называть их «мои девочки»
Нацистские преступления совершались не только по приказу центральной власти в Берлине, инициативу проявляли и на периферии. У надзирательниц женского концлагеря Равенсбрюк было достаточно большое пространство для маневра, и они могли по-разному реагировать на «проступки» узниц: подать рапорт, за которым следовало жестокое «формальное» наказание, могли лично избить жертву — а могли и вовсе ничего не делать, рассказывает немецкий историк Иоганнес Шварц в своем выступлении на XXVII Банных чтениях.
Банные чтения — ежегодная научная конференция, которую уже много лет проводит журнал «Новое литературное обозрение». Название конференции происходит от Банного переулка в Москве, где некогда располагалась редакция журнала. На чтениях традиционно выступают известнейшие российские и зарубежные историки, социологи, антропологи, филологи-слависты и другие представители гуманитарной науки.
Тема XXVII Банных чтений, прошедших в Москве в конце мая 2021 года, — «Антропология насилия: государство, общество, культура». С любезного разрешения спикеров и издательства «НЛО» журнал «Книги» публикует избранные доклады конференции. На этот раз перед нами лекция Иоганнеса Шварца «Насилие и гендер: свободный выбор надзирательниц концлагеря Равенсбрюк»
Иоганнес Шварц (Johannes Schwartz) — научный сотрудник Музея культуры и Городского архива Ганновера, автор книги «Женские вопросы: повседневная деятельность женщин-надзирательниц в концлагерях Равенсбрюк и Нойбранденбург».
Пожалуй самой отвратительной способностью человека является получение удовольствия от страданий других. Задачей государства является контроль таких персонажей, но когда их, наоборот, наделяют властью, жизнь превращается в ад. Что мы и видим сегодня в российской армии и тюрьмах. Ну и многие возвращенцы с войны, которые и ранее не отличались моральным уровнем, теперь устраивают ад всем остальным и все это с подачи власти, государства.
ничего удивительного. Женщины по своей природе более жестоки, чем мужчины. И это от природы. Встретив безоружным в лесу медведя, у вас есть пусть небольшой, но шанс выжить. Встретив медведицу шансов нет совсем
Кроме лайка, хочу добавить в строку ещё один сюжет, о котором Вы, возможно, не знаете. Причём, это - не шутка.
Почему в корриде используют быков, а не коров ? Вроде как за этим стоит что-то гендерно-иррациональное: мужик должен биться с мужиком, а не с бабой. На самом деле, всё гораздо прозаичнее: быку от ярости кровь заливает глаза и он реально слепнет. И, соответственно, бьёт по тореро наугад. А у коровы почему-то такого не происходит, и она намного опаснее.
Сделать "вывод" об относительно большей жестокости женщины, сравнив ее с медведицей в лесу, сможет далеко не каждый. Владимир, на этот раз Вы действительно превзошли даже самого себя. Хотелось бы думать, что это провокационное, но терзают смутные сомнения, что это просто слепок.
Жертвы Розалии Землячки (Залкинд) с вами не согласились бы
редко встретишь такой провокационный по абсурдности комментарий. Владимир, браво!
Но разве я не прав?
конечно же нет))))
Вспомнилось шансонное творчество.
Как урка влюбился в ментовку.
"В райотдел,
Как эсэсовка,
Шла".
Теперь понятно, как именно это выглядело.
Надо бы провести сравнительный анализ работы надзирательниц ГУЛАГ и Равенсбрюка. Думаю, что можно было бы найти много общего в их поведении и представлениях о правах заключенных. Боюсь, однако, что скоро такой анализ окажется под запретом.
Это, кстати бы, было весьма интересно - кросс-культурный сравнительный анализ на материале Германии, СССР и хорошо бы Китая. Есть подозрение что общего будет больше, чем различий, в экстремальных условиях «культура», «национальный характер» и прочие эфемерные конструкции обычно первыми же и испаряются.