Репрессии в России стали столь обыденной темой, что даже ужасаться им уже не получается. Каждый день мы видим, как какого-то очередного человека или целую группу лиц или волокут на расправу, или буквально выталкивают в эмиграцию. Каждая новая законодательная инициатива или расширяет возможности властей преследовать гражданина, или усугубляет его ответственность. Конца-края этому не видно, хотя некоторым нравится думать, что после выборов станет легче.
При всем при этом в России продолжается нормальная жизнь, которой живут большую часть времени даже те, кто подвергается преследованиям или находится в зоне риска. То есть нельзя сказать, что в стране царит террор и страшно выйти на улицу. Не царит и не страшно – с некоторыми оговорками.
Массовые репрессии в эпоху депопуляции
Каждого человека волнует, коснется ли волна путинских репрессий его лично, и что надо сделать, чтобы не коснулась. С учетом опыта нашего общества не удивительна тревога по поводу возможных массовых репрессий – мол, вот-вот поедут «черные воронки», и людей начнут миллионами хватать и отправлять на стройки или вовсе в ближайший овраг.
Массовые репрессии в истории человечества носили регулярный характер и до не столь отдаленного от нас времени никого особо не удивляли, хоть временами и ужасали наиболее гуманных современников. В разных ситуациях у них были разный смысл и задачи, но возможными они становились по нескольким причинам. Одна из важнейших среди которых – демографическая структура общества.
До самого недавнего времени власти всех стран искренне полагали, что уж граждан-то им «бабы новых нарожают». Во всех странах мира большинство населения составляли плодовитые крестьяне, которые, почти ничего не требуя от властей, исправно поставляли им армии солдат, жертв и палачей. Сколько бы войн, эпидемий и катастроф не случалось, города и села были полны молодых мужиков, за которыми надо было еще и приглядывать, чтобы их не стало слишком много, и они не разнесли все вокруг. Поэтому любые меры по сокращению постоянно растущего населения казались тогда оправданными, причем даже вполне образованным людям. Что говорить про совсем старое время, если еще в начале ХХ века было множество любителей порассуждать о пользе войн для очищения общества?
Мысль о том, что когда-нибудь наступит время, когда молодежи будет мало, никому не приходила в голову. Между тем, это время пришло.