Петр Толстой. Фото: duma.gov.ru

Петр Толстой. Фото: duma.gov.ru

На войне — как на войне. Политические новости теперь и правда напоминают сводки с фронтов: власть регулярно рапортует об уничтожении частей и соединений безусловного противника. Заблокированы Роскомнадзором по требованию Генеральной прокуратуры сразу два издания: «Открытые медиа» и «МБХ-медиа». Причины — связь с нежелательными структурами Ходорковского, а также публикация призывов к массовым беспорядкам и прочему экстремизму. Никаких таких публикаций не было, разумеется, а вот «связь с Ходорковским» — была, и никто не пытался ее скрывать, но все-таки оба проекта делали не самоубийцы, и работали они с фондами, которые не являются (во всяком случае, пока) нежелательными организациями.

Но ведь и не нужно ничего доказывать, можно просто запретить. На момент написания этого текста «Открытые медиа» уже объявили о прекращении работы. «МБХ-медиа» еще нет, но едва ли они продолжат деятельность, подставляя сотрудников под уголовные дела. Сотрудничество с нежелательными организациями — серьезная статья, а наказание за это как раз ужесточили недавно. Ну, так совпало просто, бывают ведь случайные совпадения, сплошь и рядом.

Продолжают снимать с выборов оппозиционных кандидатов. Виолетту Грудину из Мурманска, о которой рассказывала «Власть», сняли. Бориса Вишневского, самого, пожалуй, известного из петербургских яблочников, сняли с выборов в Законодательное собрание города. Для него печаль, а вот для спойлеров его — трагедия. В округе, где он собирался избираться, зарегистрировалось в качестве кандидатов еще два Бориса Вишневских, один по данным «Новой газеты» даже фамилию сменил, чтобы соответствовать требованиям момента. И что они теперь? И зачем они теперь?

Совсем удивительная история произошла с другим знаменитым яблочником — Львом Шлосбергом. О ней поговорим отдельно, очень уж она показательная.

Невидимые выборы

Некоторое время назад глава ЦИК Элла Памфилова сообщила об изменении правил видеотрансляции с избирательных участков. Онлайн-кинотеатр закрывается, теперь следить за выборами через интернет смогут не все желающие, как бывало раньше, а только проверенные люди, наблюдатели от партий и зарегистрированных одномандатников. Есть, разумеется, разумное обоснование: выставлять происходящее на участках на всеобщее обозрение — значит, попросту транжирить народные деньги, да и вообще, надо понимать, что есть квалифицированное наблюдение, а есть «диванное созерцание».

Верим, верим, не смеем сомневаться, именно в этом все дело.

На этих выборах не будет наблюдателей от ОБСЕ. Устраивают на ровном месте скандал, понимаешь, требуют, чтобы им позволили рисковать своим и чужим здоровьем, игнорируют наши эпидемиологические требования. История такая: европейцы собирались прислать 600 человек, им предложили 60. Больше никак — ковид! В ОБСЕ отказались, заявив, что в таком составе делегация свою работу выполнить не сможет.