Сторонники и противники гей-браков на демонстрации. США

Сторонники и противники гей-браков на демонстрации. США

Фото: Brian Cahn / ZUMA / Global Look Press

Британец Адам Кучарски, автор книги «Правила заражения» (только что вышла в издательстве «Синдбад»), удачно сочетает сразу две профессии. С одной стороны, он известный эпидемиолог, профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины. С другой — не менее известный медицинский статистик, который уже в первые панические недели текущей пандемии стал строить реалистические прогнозные модели распространения COVID-19, за что был назван газетой Guardian «голосом разума в мире коронавирусного безумия».

Профессиональная разносторонность Адама Кучарски делает его идеальным автором книги, в английском названии которой уже обыграна двойственность темы (слово contagion может значить не только «заражение», но и «заразительность»): это книга не только (и не столько) о заразных болезнях, сколько об общих принципах вирусного распространения — идет ли речь об эпидемии, мемах или фейк-ньюс.

Попутно автор подробно разбирает некоторые психологические иллюзии и искажения, в частности — феномен «обратного эффекта», или «эффекта обратного результата» (он же «предвзятость подтверждения», confirmation bias): всем нам свойственно отдавать предпочтение той информации, что уже согласуется с нашей уже устоявшейся точкой зрения. А при попытке разубедить нас — даже с помощью бесспорных аргументов — мы только укрепляемся в своем убеждении («обратный эффект»).

Отрывок из главы «Фактор дружбы», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывает о том, как сложно противостоять этой предвзятости — и насколько легко подделать нужные результаты социологического исследования.