1991 год, ГКЧП и победа демократии запечатлены во многих документальных фильмах — материала достаточно. Однако событие, изменившее Россию и мир, почти не представлено в игровом жанре. Почему это важно — чтобы про 1991 год снимали именно художественные фильмы? Это придает человеческое измерение глобальному событию. Только игровой фильм помогает примерить событие «на себя» и оценить его символическую стоимость, дает возможность для сопереживания; помогает, грубо говоря, понять, почему люди массово вышли тогда на защиту демократии.
Два фильма о путче
Если быть точным, художественных фильмов, посвященных событиям 18–21 августа 1991 года, вышло в России два — за 30 прошедших лет (если не считать иностранных, например, датского Three Days In August Яна Юнга). Оба вышли в «медведевскую оттепель», и их степень свободы сегодня кажется запредельной. Первый по времени — фильм Галины Евтушенко «Новые времена или биржа недвижимости» (2008). Автор — документалистка, но сняла также и несколько художественных фильмов; фильм про 1991 год поставлен по роману Льва Рошаля. Молодой советский карьерист идет к Белому дому в решающую ночь — для того лишь, чтобы попасться на глаза шефу, директору института и по совместительству крупному перестроечному деятелю. Нельзя сказать, что автор фильма скептически относится к защитникам Белого дома, тем не менее, происходящее мы видим именно глазами циника.
Второй фильм, «Ельцин. Три дня в августе» — телевизионный, создан по заказу НТВ к 20-летию новой России, в 2011 году (главный режиссер Александр Мохов, сценарист Олег Антонов, продюсер Алексей Пивоваров). Фильм во многом уникален — хотя бы потому, что здесь Горбачев и Ельцин появляются в кадре вместе (в роли Горбачева — Владимир Юматов, в роли Ельцина — Дмитрий Назаров). Этот фильм, можно сказать, задает стандарт — но не однозначности (как, например, советские фильмы про революцию 1917 года), а сомнения. Хотя формально он посвящен Ельцину, там нет привычной идеализации одной стороны и принижения другой. Самих путчистов фильм рассматривает под несколько опереточным углом (Язов, Крючков, Бакланов, Янаев), но и им отдает должное как своего рода идеалистам (приверженцам идеи сохранения СССР). Итог противостояния никому не ясен примерно до ночи с 20 на 21 августа; все висит на волоске, это драма нервов. Фильм скрупулезно следует хронологии — и здесь хорошо показана двусмысленность действий многих, например, командующего ВДВ Грачева, который отправил роту десантников под командой генерала Лебедя к дому правительства России «для охраны» — или для блокады. Ельцин в кадре спрашивает Лебедя: «А как в армии относятся к нам?» Ответ: «Никак. Люди просто не знают обстановки». Это грубый, но честный ответ. Ну и, конечно, важнейшая сцена — когда группа «Альфа» отказывается идти на штурм Белого дома без письменного приказа путчистов.
Кадр из фильма «Ельцин. Три дня в августе». Фото: Монолит
Благодаря этому фильму понимаешь: путч провалился в том числе по стилистическим причинам. Когда Крючков, а за ним и все остальные повторяют фразу, ставшую своего рода идеологемой путча: «Товарищи, все мы видим, что происходит в стране», — она кажется самодостаточной только членам Политбюро. Но как только эта фраза спускается в массы, в общество — она перестает работать. У обычного человека тех лет возникает инстинктивный ответ: много чего происходит, но это не поддается линейной оценке. «Все сложно» — скорее так можно было бы обозначить происходящее; но «сложное» не равно «плохому». Есть и «хорошее» — например, освобождение общественной сферы от догм, от самоцензуры, — и оно в итоге перевесило. Этого, конечно, гэкачеписты не учли.
И еще одно открытие. Любая степень критичности и двусмысленности в отношении 1991 года вовсе не отменяет фундаментальности самого события. Мало того: сложность происходящего является наилучшим сценарием — потому что содержит «воздух» для зрителя, свободу интерпретации. Вообще, демократическая революция 1991 года — и это стоит сегодня признать — на уровне культуры является до сих пор своего рода «открытой дверью». Такова, видимо, особенность 1991 года: мы каждое десятилетие вынуждены вглядываться в его отражение — и спрашивать себя: кто в итоге победил?.. Зато с художественной точки зрения это как раз очень выигрышный сюжет. Но — нет. После «Трех дней…» за 10 лет ни одного фильма о 1991-м не появилось.
Два путча по цене одного
Правда, с тех пор появился ряд исторических сериалов, посвященных 1980-м-1990-м годам — где, казалось бы, без упоминания путча обойтись никак нельзя. В большинстве таких фильмов, однако, главные события 1991 года присутствуют либо пунктирно, либо чаще вовсе не различимы в море других событий. Стоит начать с криминальной саги «Бригада» (2002), действие которой происходит с конца 1980-х до начала 2000-х. Казалось бы, перестройка и путч имели важнейшее влияние на жизнь даже мрачных антигероев этого сериала. Но в сериале путч 1991-го словно бы сливается с путчем 1993-го в некое неразличимое «одно». Буквально под конец 6 серии, под титры, Саша Белый (Сергей Безруков) видит по телевизору «Лебединое озеро» (путч 1991 года) и бросает фразу «Выключи этот телевизор, надоело»; а 7 серия начинается с того, что герои уже наблюдают по телевизору обстрел парламента в 1993 году. То есть самые масштабные перемены авторы сериала помещают буквально «между» сериями.
Кадр из сериала «Бригада». Фото: russia.tv
Для нашей власти,да и для большинства населения 90-е это черная дыра,мрак и ужас. Если и вспоминают ту эпоху,то только негатив. Поэтому нет ни осмысления,ни адекватных фильмов, при этом уютный брежневский застой вспоминается с ностальгией : квартиры давали бесплатно и все работали.
Для того, чтобы снимать фильмы нужна какая-никакая смысловая позиция. В то же время краткого и понятного осмысления происходившего с 1985 по 2000 годы пока нет. Длинные книги у нас уже читать не хотят (Гайдар "Гибель империи", Петраков "Русская рулетка"). У властителей дум (сценаристов и режиссёров) отсутствует целостный взгляд на эти события. А тут ещё пропаганда всеми силами хает "лихие 90-е" и крайне благосклонна к СССР -- корыстное мифотворчество и дезинформация. Когда кто-то целостно и популярно умищем охватит, тогда и фильмы появятся. Но, видимо, не при этой власти.
Дело в том, что события 1985-1993 гг. не дали победителя. И это хорошо, поскольку страна избежала большой крови. Однако надо отмотать ленту назад в 1917-й.
Если мы посмотрим на советское кино, то увидим в нем закрепление правоты победителей. Независимо от талантливости или бездарности авторов, все эти фильмы не более, чем пропаганда. Иного при торжестве "Краткого курса ВКП(б)" и быть не могло. Даже развенчание культа личности ничего не поменяло. В числе правдивого кино могу назвать "Служили два товарища" (1968). Кинокритика постаралась этот фильм не заметить, хотя он был замечательным, даже выдающийся с блестящим актерским ансамблем.
Еще "В огне брода нет" (Глеба Панфилова с Инной Чуриковой), снятым чуть раньше, в 1967 году, и показанном в 1968-ом. Отмечен в 1969 на кинофестивале в Локарно главным призом "Золотой Леопард" за режиссуру . В СССР был пущен "вторым экраном".
Непонимание событий 1985-1993 года проистекает из-за отсутствия понимания истории СССР, она у нас не написана. То есть, та история, которой учат в школе и институтах, изобилует ложью, унаследованной из СССР. Об этом очень точно спел Александр Градский в "Песне без названия", приведу из нее несколько строк:
"Мне не сладок, не приятен дым сгоревшего отечества,
Но его золой и пеплом не посыплю я главу.
Суть не в качестве лекарства -- все равно недуг не лечится,
Ни за плату, ни по блату, ни во сне, ни наяву".
...
"Мы Россию просвистели и проспали на постели,
В статистических простатах оказалася моча
Воспитать себя успели полу-сукой, полу-стервой,
Нас из стука сделал Сталин, а Ильич из кумача".
...
И живем мы как получится, ну чуть хуже, чем валютчица,
ну чуть хуже, чем Политбюро, но все-таки живем.
...
Мы не сладили с эпохою потому, что все нам... (все равно)
...
Знаю я, что эта песня не к погоде и не к месту,
Мне из лестного бы теста вам пирожные печь.
Ох ребята, это мука, да чтобы с голосом и слухом
Раздражать народу ухо, пробуждая дух и речь!"
Нашел в интернете цикл "Несвоевременные песни" Александр Градский (gradsky.com) с датой 1990 г. Выходит, что спел еще до распада СССР, а всё изложено точно и вполне объясняет то, что с нами произошло за 30 лет и происходит сейчас. После глотка свободы ныне "обретаем цепи" под молчание большинства народа и ликовании пропагандистов самодержавия.
Ну, Вы не правы, что историю СССР не осмыслили и не учат.
Вот, наверно лучший курс https://www.youtube.com/watch?v=jR6_vu_B5b8&list=PLUcYWO10tRL9Kafr67bkDk1W3Cj8JHtXB
Максимально непредвзято, и автор талантливый.
И вот даже на Репаблике была статья о Перестройке и распаде СССР какого-то профессора из UK. Судя по статье, он там это и преподает на чужбине, а здесь только краткие выводы и выжимку лекций предоставил (не проверял, но догадываюсь). Но там уровень максимально высокий у него. Поэтому все есть. Ну и даже в универе у меня, помню, нормальный курс был, правда только факты без выводов и оценки, как у профессора этого. В общем, все нормально уже давно изучается. Я бы этот курс, что выше привел, советовал, ну и если б как-то достать курс автора https://republic.ru/posts/101326, тоже хорошо было бы...
Конечно, хорошие учебники есть, но не в школе и не в вузах У меня лежит вполне приличный учебник Верт Н. История советского государства. 1900-1991. Пер. с фр. - М.: Прогесс-Академия, 1994 - 554 с.
В хороших вузах, возможно, есть отличные курсы, но в массе вузов - нет. А теперь излагать историю после Путина такой, какой она была на самом деле, станет опасно. Будет еще не одно поколение слушать если не ложь, то полуправду.
А с тем, что написал Зубок вполне согласен, хотя написал свои комментарии с уточнениями. Мне проще, я свидетель и даже в какой-то мере участник событий. В памяти уже были события лета 1953 года (смутные и отрывочные), а с 1957 вполне отчетливые.
не знаю, мне кажется вы пессимист:(
Пессимист говорит, что хуже не может быть, а оптимист, что могло быть гораздо хуже. Я, скорее, оптимист.
Еще был фильм "Золото Партии", совсем про него все забыли