Пункт размещения нелегальных мигрантов, проникающих в Литву с территории Белоруссии, деревня Руднинкай Шальчининкского района. Фото: Julius Kalinskas / IMAGO ./ Global Look Press

Пункт размещения нелегальных мигрантов, проникающих в Литву с территории Белоруссии, деревня Руднинкай Шальчининкского района. Фото: Julius Kalinskas / IMAGO ./ Global Look Press

Американские войска покинули Афганистан, а голова заболела у европейцев, которые готовятся к наплыву беженцев. Через несколько часов после того, как США завершили операцию по эвакуации, министры внутренних дел Евросоюза собрались, чтобы обсудить политику в отношении будущих искателей убежища — и в этой дискуссии действующим лицом оказалась также Белоруссия, вдруг потребовавшая к себе внимания.

На самом деле не совсем вдруг — с весны на границах Белоруссии с Литвой и Польшей начал разворачиваться миграционный кризис. Не настолько крупный, как в 2015-м, когда в Европу хлынул поток беженцев из Сирии, но для Восточной Европы вполне весомый. Через территорию Белоруссии в соседние страны начали все более уверенно проникать нелегальные мигранты. Организовал этот поток, уверены в Варшаве и Вильнюсе, Александр Лукашенко — в порядке мести за новые санкции, введенные после инцидента с принудительной посадкой в Минске лайнера авиакомпании Ryanair.

Литва

Официально доказать организованные действия Минска примерно так же нелегко, как вмешательство российских хакеров в американские выборы. Просто начиная с мая количество рейсов из Багдада в столицу Белоруссии увеличилось, затем к Iraqi Airways добавилась еще и авикомпания Fly Baghdad, а к августу география полетов расширилась — в расписании появились рейсы из Эрбиля, Сулеймании и Басры. И так получалось, что именно граждане Ирака преимущественно обнаруживались затем на литовской границе. Но не только — были и афганцы, и выходцы из Африки, прибывшие через Багдад и Стамбул.

Дальше начиналось то, что всегда начинается в подобных случаях. Беженцев селили во временных лагерях, где они довольно быстро начинали возмущаться условиями — а местные жители в свою очередь протестовали против новых соседей. Белорусская пропаганда с большим удовольствием использовала ситуацию для подначивания, критикуя власти Литвы за отсутствие человечности, напоминая о том, что именно европейские чиновники отказались от сотрудничества с Белоруссией, включая пограничное (умалчивая, естественно, и о том, что было причиной, и о том, что именно белорусские власти инициировали разрыв договора о реадмиссии с ЕС), и быстро переходя к классическим обвинениям коллективного Запада в агрессии против стран Ближнего Востока с широким использованием терминов «нацисты» и «фашисты». Обвинения в контрабанде мигрантов объявлялись поклепом.