В марте 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приостановила принятие России в свои ряды на неопределенный срок из-за аннексии Крыма. Это не значит, впрочем, что взаимодействие России и ОЭСР прекратилось. Более того, новое правительство Михаила Мишустина сделало в 2020 году ставку на интенсификацию сотрудничества. Но что-то пошло не так. Вернее, все пошло, как обычно. Эксперты Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) проанализировали правительственный «План работы с ОЭСР на 2021–2022 годы» и обнаружили, что меньше половины его задач ориентированы на конкретный результат, а две пятых вообще переехали из плана на предыдущие два года.
Короткая история
ОЭСР — это форум развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Своей миссией ОЭСР считает продвижение политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей. 37 стран — членов ОЭСР обмениваются опытом, лучшими практиками, данными и рекомендациями по государственному управлению в различных областях. Важнейшая часть работы ОЭСР — производство стандартов (правовых инструментов), которым страны-участницы либо обязаны, либо вольны следовать. За 55 лет работы в ОЭСР принято более 450 стандартов, по состоянию на 2021 год действует 246 правовых актов ОЭСР, из них 170 — рекомендации. Страны-партнеры тоже вполне могут следовать стандартам, собственно, их внедрение — одна из главных сфер сотрудничества. Предполагается, что стандарты — это а) лучшие практики для управления рыночной экономикой внутри страны, б) практики, позволяющие лучше сотрудничать со странами-членами ОЭСР.
Еще одна важная тема — обмен статистической информацией. ОЭСР регулярно выпускает доклады о состоянии различных сфер экономики и социального развития, о конкретных проблемах и вызовах, проводит сравнительные исследования (например, «Индекс лучшей жизни») — для чего собирает официальные данные со стран-участниц и партнеров. Обязательство предоставлять данные дополнительно стимулирует страны развивать системы оценки, отчетности и мониторинга государственной политики.
Россия начала сотрудничать с ОЭСР в середине 1990-х и, конечно, хотела побыстрее вступить в организацию. Официальная заявка была подана в 1996 году, но только в 2007-м руководство ОЭСР приняло решение о начале переговоров о вступлении. Переговоры активизировались в 2012 году после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), завершить их планировалось в 2014-м. В январе 2014-го генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа говорил, что при выполнении всех необходимых условий Россия может вступить в организацию в 2015 году.
Но 13 марта 2014 года ОЭСР приостановила принятие России в члены на неопределенный срок из-за аннексии Крыма и кризиса на востоке Украины.