Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

После всплеска потребности в сервисах доставки, вызванного пандемией, автоматизация производства и разного рода сервисов (той же доставки и хранения) становится следующей перспективной сферой для инвестиций. В связи с этим, помимо актуальной темы о возможности замены человека автоматом, некоторое время назад появился вопрос о необходимости введения так называемого налога на роботов. Некоторые техногуру полагали, что обложение налогом компаний, инвестирующих в робототехнику или внедряющих автоматизацию, поможет уменьшить неравенство и несколько смягчить потерю рабочих мест людьми.

О потенциальной необходимости такого налога высказывались топ-менеджеры, бизнесмены и политики, включая Билла Гейтса (который говорил об этом в интервью Quartz еще в 2017 году) и мэра Нью-Йорка Билла де Блазио, написавшего статью в Wired в 2019-м о «трудосберегающей автоматизации».

Главная задача налога на роботов — заставить фирмы платить за замену ими человека. В теории это может охладить пыл компаний в погоне за автоматизацией всего и вся, сохранив рабочие места за людьми, а также, если все же замена произойдет, принести государству доход, который покроет потерю прибыли от налога на заработную плату. Предполагается даже, что этот доход можно использовать для обучения работников или других способов поддержки людей, замененных машинами.

Однако некоторые исследования показывают, что в фирмах, внедряющих роботов, на самом деле налицо рост занятости, пишет в статье на сайте Брукингского института Роберт Сименс, доцент Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета. Компании, адаптирующие автоматизацию, оказываются более продуктивными — это потенциально будет приносить только пользу потребителю. В то же время выгоду таким компаниям могут принести фирмы, которые автоматизацию не внедряют. Помимо прочего, оказалось, что довольно сложно дать определение роботу.

Не получится ли так, что налог на роботизацию повлияет на одни отрасли промышленности сильнее, чем на другие? Сможет ли этот налог повлиять на рынок труда? И, наконец, вытеснят ли роботы людей?