Новая редакция международной классификации болезней, принятая ВОЗ (МКБ-11), вступит в силу 1 января 2022 года. «Трансгендерность» в ней перенесли из категории психических расстройств в раздел о состояниях, связанных с сексуальным здоровьем.
Поскольку мнение, высказанное на этот счет одним из российских психиатров, вызвало много вопросов и возражений, в том числе в профессиональной сфере, продолжим обсуждать проблемы гендерной идентичности. На этот раз разобраться в теме нам помогает психотерапевт, сексолог Амина Назаралиева.
— Почему все-таки у врачей появилась потребность пересмотреть классификацию состояний, связанных с сексуальностью и трансгендерностью?
— Этому предшествовала большая работа, шло обсуждение в международном кругу специалистов. Пять лет назад в журнале World Psychiatry была опубликована статья, часто цитируемая, она была написана экспертами, работавшими над этой проблемой. Предложение создать в МКБ новую главу, посвященную сексуальному здоровью, появилось не просто так. Накопилось достаточно данных, чтобы понимать — тело и психика очень тесно взаимосвязаны. В контексте сексуальности они тоже не живут отдельной жизнью. Ранее не было научных инструментов, чтобы понять, как мысли влияют на физиологические реакции. Но сейчас наука находится на этапе, когда взгляд на психику и реакции тела как на не связанные между собой системы уже признается устаревшим.
Сейчас мы знаем, что сексуальность обеспечивается взаимодействием двух систем — возбуждающей и тормозящей. И на каждую влияют как соматические факторы (состояние сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем; наличие или отсутствие системных заболеваний), так и особенности отношений между партнерами, и собственные убеждения, установки и социальный опыт. Если человек рос в семье с очень жесткими негативными установками, что секс — это грязно и плохо, то даже при отличном здоровье и прекрасном партнере будет сильно напрягать все то, что сидит в голове.
На эти внутренние установки влияет все, что мы берем от родителей, чему нас учат в школе, что считается нормой в нашей культуре. Если тебе не повезло родиться девочкой в какой-нибудь африканской стране, и в пять лет тебя поведут делать обрезание, потому что так заведено, такие культурные традиции, то это повлияет на твои сексуальные проблемы в будущем (если, конечно, ты выживешь после такой экзекуции). Тему калечащих операций на женских гениталиях я не с потолка беру. И ее, и проблему домашнего насилия также обсуждали эксперты, когда продумывали этот новый раздел МКБ.