«Уничтожим насилие и терроризм, улучшим социальную стабильность»: лозунг на здании в Урумчи, административной столице Синьцзян-Уйгурского автономного района

«Уничтожим насилие и терроризм, улучшим социальную стабильность»: лозунг на здании в Урумчи, административной столице Синьцзян-Уйгурского автономного района

Фото: Qiu Feng / Global Look Press

Сегодня в Китае действует самая масштабная, самая эффективная и самая всеобъемлющая система наблюдения в мире, пишет Даррен Байлер, автор только что вышедшей по-английски книги «В лагерях: Китай как высокотехнологичная исправительная колония» (ее пересказ можно прочитать в журнале «Будущее»).

На северо-западе КНР подробные личные данные каждого местного жителя уйгурского или казахского происхождения, вплоть до образцов ДНК и скана радужной оболочки, собираются и вносятся в систему, которая передает информацию в полицейские контрольно-пропускные пункты, расположенные в городах на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга.

Алгоритмы системы отправляют в «центры перевоспитания» сотни тысяч, если не миллионы местных мусульман. Книга Байлера наглядно демонстрирует, как самые неправдоподобные сценарии голливудских антиутопий категории «Б» могут воплотиться в отвратительную реальность.

«В лагерях» — очередная достойная новинка прекрасной серии Columbia Global Reports; впрочем, в этом проекте, по мнению книжного обозревателя Дэвида Вайнберга, вообще нет ни одной слабой книги.

Даррен Байлер — антрополог, доцент факультета международных исследований Университета Саймона Фрейзера, создатель проекта livingotherwise.com, посвященного проблемам Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Его следующая книга «Террористический капитализм» выйдет в начале 2022 года.

Дэвид Вайнберг — ведущий популярного книжного блога The Straight Dope на платформе Medium. Вольный перевод рецензии на книгу «В лагерях» публикуется с любезного разрешения Дэвида.

Китай всегда был многонациональной, многоязычной и мультикультурной страной, и пока он оставался таковым, его невозможно было привести к полному единству и повиновению. Однако лидер КНР Си Цзиньпин, последовательно подавляющий любые общественные протесты, рассматривает этнических казахов, уйгуров и мусульман народа хуэй как потенциальную угрозу для единства страны и намеревается полностью искоренить их национальную идентичность.

Си наводнил северо-западную провинцию Синьцзян переселенцами, этническими ханьцами из прибрежных регионов Китая, чтобы сделать местное мусульманское население меньшинством на его собственных землях. Уйгурских женщин принуждают имплантировать внутриматочные контрацептивы, и они часто подвергаются унизительным проверкам, чтобы власти могли убедиться, что имплантат на месте. Тем временем среди ханьских переселенцев поощряется неприязнь к местным коренным жителям: уйгура можно практически безнаказанно унизить, даже избить, а отказаться работать с мусульманином в одном коллективе — в порядке вещей. И, конечно, всячески приветствуются доносы, на основании которых любого местного жителя могут отправить в тюрьму или в «центр перевоспитания».