Небольшая книга Ишая Сарида «Монстр памяти» (только что вышла в издательстве Синдбад) написана от лица сотрудника Мемориального музея Яд ва-Шем, специалиста по истории Холоста, работающего в Польше в качестве экскурсионного гида для израильских туристов, в том числе — старших школьников. Экскурсии в Освенцим и другие лагеря смерти входят в образовательную программу многих израильских школ — хотя эта практика все чаще подвергается критике, причем с диаметрально противоположных точек зрения.
Многие родителя и учителя считают подобные поездки слишком тяжелым эмоциональным переживанием для детей. А другие критики напоминают, что экскурсия по местам массовых убийств — это ведь тоже путешествие, то есть в нем неизбежно присутствует элемент развлекательности и даже некоторой «коммерциализации Холокоста».
Книгу «Монстр памяти» нелегко читать: ее главный герой погружается в глубокую рефлексию, пытаясь выработать правильный язык разговора о Катастрофе — то есть о том, о чем говорить, казалось бы, в принципе невозможно. Эта тяжелая душевная работа ставит его на грань нервного срыва. А тем временем среди людей, которых автор (точнее, его alter ego) должен сопровождать по местам массового истребления, — не только дети, но и самые разные взрослые: солдаты, студенты, престарелые бывшие узники «фабрик смерти», немецкий кинорежиссер-антисемит…
Ишай Сарид (р. 1965) — израильский юрист, писатель и журналист, колумнист газеты Haaretz, автор шести романов, увенчанных многими премиями.
В отрывке из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, собеседниками главного героя становятся люди, придерживающихся полярных взглядов на Холокост. С одной стороны, это пожилой ортодоксальный еврей, приехавший в Польшу поклониться святыням иудаизма и, в сущности, отрицающий трагедию европейского еврейства.
С другой — это благополучные израильские старшеклассники, для которых Катастрофа уже стала бесконечно далеким — и практически чужим — событием. И кое-кто из них уверен, что тотальное насилие — не такая уж плохая штука: да, оно привело к неисчислимым ужасам в прошлом, но зато теперь оно же (нацеленное на «правильного» врага) — «единственная гарантия» того, что Катастрофа не повторится снова.
С одной стороны, хочется выразить надежду, что сказанное в последних абзацах — это какая-то тонкая и едва уловимая ирония, а автор на самом деле хочет сказать, что "миром правит сила" — это неправильное состояние общества, его болезнь, которая, в частности, и привела к ужасу Холокоста, и которую нужно лечить. С другой стороны, вынесенное в заголовок "быть немножко нацистами" на иронию похоже мало — это что-то из серии про "немножко беременных", слишком неуместная получается шутка. Что заставляет предположить, что никаких шуток и иронии здесь нет и автор просто говорит то, что думает. В таком случае все это, кончено, крайне печально — с таким подходом мирное, здоровое общество не построить.
И этот музей не для евреев, он для немцев прежде всего, и для других белых мужчин Европы. Что бы они больше так не поступали. И никогда бездумно не верили своему государству и тем более прессе и специалистам от науки.
Евреям нужно со своими ортодоксами разобраться. Желаю этому борзому очкастому парню направить агрессию в первую очередь на них.
В каком смысле "разобраться"?
В том, в каком сами евреи сочтут нужным.
Текст вполне осмысленный, заголовок такой дезориентирует. Мальчишка сказал всего лишь, что нужны и кулаки, если что, он не сказал, что нападет на кого-то. Но там ведь есть и другая группа, и она не менее интересная - хасиды. Десятки тысяч приезжают на Йом-Кипур в Умань, на могилу к другому равву. Из них понятие о Бабьем Яре не имеет практически никто, им Бабий Яр неинтересен! Вот это что такое за историомор?
Ну, заголовок — просто цитата из текста, что сказано — то сказано. А насчет историомора — ну вот хасид же в тексте говорит, что в Холокосте погибли только еретики... Какое дело до этого праведным? Мне кажется, это довольно распространенная точка зрения. Вон "Нетурей карта" вообще полагают, что в Холокосте виноваты сионисты...
Еврей, а так ничего и не понял, грустно....
Почти 80 лет прошло с того времени. Не то чтобы стирается... Но когда сейчас приезжаешь в Аушвиц, ты видишь в первую очередь место памяти. Музей.
Сежая краска на новом металле. Газончик. Дорожки. Нет, ну, это естественно - так и должно быть.
Не хочу никого обидеть, но там уже давно "пахнет" только туристами. От времени никуда не денешься. "Накрыть" может только от постоянных размышлений на тему лагеря. Сам по себе Аушвиц сегодняшнюю молодёжь вряд ли воспитает - по крайней мере, без какой-то начальной базы. Дай бог, если ошибаюсь.
Помню, что первое время после увиденного чувства были очень похожи на те, которые пытаются привить вот уже какому поколению израильских школьников. Ненависть и месть - и ничего больше. Но постепенно приходит осознание того, что всё это имело бы смысл для людей внутри того времени - и возможно, такое знание могло бы спасти тысячи и тысячи жизней. А сейчас? Израиль живёт в своём государстве, и евреям уже давно понятно, кто есть кто.
Аушвиц в XXI в., как мне кажется, должен заставить человека стать честным перед самим собой: как быть и что выбрать в условиях абсурда и неотвратимого насилия. В рамках конкретной человеческой жизни.
В Аушвице не был, но в Яд-ва-Шеме накрыло практически сразу.
Не имею право судить. У еврейского народа сложная судьба и нам не понять всю его трагедию. Но мне кажется, что желание быть немножко нацистами - это признание того, что нацисты в итоге победили и поселились в головах своих жертв. Думаю, что это особенное мнение автора, а не мерка для всего еврейского народа. Но юдофобы всё равно изрыгнут порцию хейта.
Ну и зачем это здесь? Я понимаю, в израильской прессе, там должны быть представлены абсолютно все точки зрения, и народ, это читающий, живёт в той реальности и понимает, что к чему. Но вряд ли многие читатели Р. бывали в Израиле и разбираются в тамошних реалиях. Вот прочтёт Иван этот отрывок и подумает: фи, какие уроды живут в Израиле! Самих чуть не уничтожили, а они или не верят в то, что произошло, или хотят повторить (звучит знакомо?). И невдомёк тому Ивану, что Израиль страна крайне разнообразная, и что представленные два типа в отрывке не представляют всего разношерстного израильского общества, а оба являются в Израиле м а р г и н а л а м и (ультраортодоксами и крайне правыми) никоим образом не отражающими (и слава б-гу!) мейнстримное общество.
А отражает это общество, например, позиция музея Яд Ва-Шем, увековечивающего память о Холокосте. И позиция, противоположная российскому мейнстриму: не "Можем повторить!", а "Нельзя повторять!!! Такого не должно никогда больше случиться!" И уверяю вас, учителя в Освенциме, услыхав то, что выдал упомянутый подросточек, были в настоящем, а не в придуманном шоке. А что дети после этого пели песню "Весь мир - узкий мост" - так мы другие люди. Евреи были уничтожены. Мы их потомки, израильтяне, и мы верим, что да, весь мир узкий мост, и главное - ничего не бояться. Именно об этом песня. Песня свободного народа, который защищает себя сам в своём единственном в мире еврейском государстве. Защищает в том числе и проактивно, превентивно, потому что мы хотим жить, и мы в ответе за свою шкуру, мы, и никто другой! И мы не хотим, чтобы то что было, повторилось ни с нами, ни с кем бы то ни было. И поэтому перед бомбой точного наведения, летящей в дом в Газе, где засели террористы, прикрываясь собственными детьми, туда летят листовки, сброшенные нашей армией, с просьбой немедленно покинуть строение, ибо оно будет взорвано. Вы ещё где-либо видели такую армию?! Можно ещё тысячу подобных примеров привести.
После всего кошмара, что нам пришлось пережить за последние 2000 лет, и особенно в 20-м веке, мы не озлобились на весть мир (ничего не напоминает?), а предлагаем всем сотрудничество, в т.ч. и арабам, и палестинцам.
Да, мы не ангелы - никто в этом мире не ангелы - но мы и не агнцы, которых можно отдать на заклание, а они даже не будут сопротивляться. Кстати, и во время Холокоста ими не были, было восстание в Варшавском гетто, были другие подвиги.
А потом были победы во всех израильских войнах против арабов! Но мы никогда не говорим: можем повторить. Наоборот, мы стремимся к миру и с арабами тоже. Теперь у нас есть авраамовы соглашения, надеюсь, ещё больше арабских стран подпишут их с нами. И если уж вы, Репаблик, предлагаете тут крайне левую маргинальную позицию, будьте добры немедленно её уравновесить чем-то более вменяемым и реально представляющим израильское общество.
Вы так пишете, будто сбрасывание листовок освобождает от ответственности... Немцы при нападении на СССР тоже, помнится, листовки сбрасывали. Честно говоря, так и не понял, чем ваша позиция отличается от изложенной автором (и вроде бы критикуемой вами) "крайне левой маргинальной" — ведь вы как и он продвигаете позицию "добро должно быть с кулаками". И еще одно наблюдение: по вашим словам складывается впечатление, что вы считаете себя и тех, кого вы относите к "вам", находящимися в некоем привилегированном положении по отношению к другим (не "вам"). Например, наделяете себя особым правом некоей проактивной и превентивной защиты ваших свобод. Особым — потому что есть ощущение, что против аналогичного права ваших соседей вы будете категорически возражать.
"Ну и зачем это здесь?" - затем. К счастью, не вам решать, что должно быть опубликовано, а что нет. Кстати, не сказал бы, что позиция маргинальная.
Вы пишете:"Вот прочтёт Иван этот отрывок и подумает: фи, какие уроды живут в Израиле!" Но ведь они здесь и правда живут. Почему бы рядовому читателю репаблика о них не узнать? К тому же из текста не следует, что таких израильтян-большинство. По крайней мере я таких намеков в тексте не увидел.
Затем, что большая часть читателей Репаблика не в курсе, что это маргиналы, и не в курсе, чтО в Израиле вообще твориться. И это оставляет у них совершенно превратное впечатление об Израиле! Это мягко говоря необъективно. Надо предлагать все мнения и озвучивать все стороны, но это далеко не всегда здесь происходит.
Да, эти мариналы у нас тоже живут, но это всё равно, что написать в статье где-нибудь во Франции о российских фашистахи только о них, как будто других не существует. Да, они в России есть, но их меньшинство, и было бы несправедливо только о них и писать, не объяснив сначала, что речь идёт о конкретной группе, которая не представляет всё общество. Здесь это не объяснено. И заголовок, мягко говоря, провокационный, и иллюстрация тоже! "... Надо быть немножко нацистами" и флаги Израиля рядом - это из лексики тех, кто призывает к бойкоту Израиля.
Важное уточнение, автор - колумнист Хаарец. Это израильский вариант того, что в России называли демшизой. С такими евреями и Хамас не нужен.
Важное уточнение: термин "демшиза" не имеет никакого другого реального смысла, кроме чисто оскорбительного, и придуман (подозреваю, что где-то в недрах КГБ) исключительно для того, чтобы смешать с грязью оппонентов, не затрудняя себя фактической, доказательной критикой их взглядов.
И да, вы правы в вашем сравнении: ровно такой же примитивной манипуляцией является принятое в некоторых кругах израильского общества расхожее сравнение условно "левых" с террористами (ср. в России "либералы хуже фашистов" и т п).
Более того, подозреваю, что часто именно те, кто "в России называли демшизой" академика Сахарова, С. А. Ковалева и других более чем достойных людей, оказавшись в Израиле, начинают ругательски ругать Хаарец, канал כאן-11 и многие другие достойные медиа (зачастую не читая и не слушая их за незнанием языка) разными бессмысленными словами, из которых "леваки" — самое безобидное.
Ничего личного, разумеется)
Для меня термин «демшиза» не несёт такого глубоко значения. Это скорее общее обозначение людей, которые отталкиваясь от неких правильных и достойных идей, ведут себя совершенно неадекватно, и в итоге начинают дискредитировать эти идеи.
Сахарова я демшизой не считаю, а вот те, кто в 1990е был готов взасос целоваться с чеченскими бандитами (которые очень напоминают палестинских боевиков) только потому, что они были против российской армии - это в моем понимании как раз демшиза.
Ну а вообще я за Израиль переживаю гораздо больше, чем за Россию.