В 1950 г. знаменитый английский коллекционер и путешественник Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес приобрел русскую икону в очень богатом окладе. Митчелл-Хеджес был человеком крайне примечательным — классический ученый-авантюрист, искатель приключений, такой, какими мы их представляем по книгам и фильмам, что, впрочем, неудивительно — Индиана Джонс во многом был списан именно с него, только Митчелл-Хеджес искал Атлантиду, а не Святой Грааль. Но вернемся к иконе.
Ватиканский список иконы Казанской Божьей Матери
Страсть Митчелла-Хеджеса к тайнам истории заставила его изучить историю образа, и когда один из главных экспертов по византийскому искусству Сирил Бант предположил, что икона написана «не позже XVI века», то Митчел-Хеджес сразу заподозрил, что это и есть та самая явленная икона, украденная в России, если не в 1904 году из церкви в Казани, то уж точно та, с которой шли полки Пожарского на Москву, украденная в 1918 году из Казанской церкви в Москве. Чуть позже американский знаток византийского искусства Ф. Дорланд вообще атрибутировал ее XV веком, что что сейчас вызывает серьезные вопросы к адекватности таких экспертиз, но тогда она упрочила версию об обретении утерянной русской святыни.
Перед смертью в 1959 году Митчелл-Хеджес предлагал архиепископу Сан-Францисскому русской православной церкви за рубежом Иоанну купить образ за 95 тысяч долларов (oн сам называет в письме эту сумму символической — стоимость одних только драгоценных камней оклада была существенно выше), но по тем временам это были серьезные деньги, и даже у богатого Сан-Францисского прихода их не нашлось. Деньги пытались собрать, был организован даже специальный «Фонд Казанской Божией Матери». Наследники, исполняя волю отца, предлагали разные варианты продажи, включавшие сценарий для Голливуда о судьбе иконы и бедствиях русской церкви. Но цену на нее все-таки подняли до 500 тысяч. В 1963 году был организован специальный тур Казанской иконы по городам США и Канады — американская пресса назвала его крестовым походом для освобождения Казанской иконы — и прошел он с неожиданным успехом: по пути следования иконы собирались тысячи верующих. Но денег собрать в итоге так и не удалось. Однако на икону нашелся другой покупатель, который был заинтересован в ней не меньше, чем русская эмигрантская среда.
Юнг рассматривал фатимский инцидент как хрестоматийный пример проявления коллективных галлюцинаций, который пытался объяснить при помощи аналитической психологии. Возможность подобных явлений сегодня остается спорной с научной т.з. ввиду того, что механизмы их работы убедительно не описаны и невозможности постановки экспериментов.
...началось православное возрождение...
Хотелось бы, что автор развернул пошире это утверждение. В каком направлении идёт это самое "возрождение"?
В данном случае все просто. Идеология советского государства была принципиально антирелигиозной и 70 лет православие находилось в ситуации гонений (временами практически доходящих до уничтожения). С крушением Советской власти этот период кончился и начался период возрождения. Это не оценочная характеристика - это фактическая констатация. Впрочем, в 90-е в русском православии происходили и по настоящему живые, бурные и глубокие процессы, и не надо мерить ту эпоху по сегодняшнему состоянию.
Вам не кажется, что государственная пропаганда атеизма приносит гораздо больше пользы, чем пропаганда религиозности? Если вообще можно говорить, что от пропаганды религиозности кто-то выигрывает. Не хватает конфликтов на межрелигиозной основе? Мало хватают за оскорбление "религиозных чувств" верующих?
Во-первых, я вообще не виду пользы от государственной пропаганды. А в случае с религией вижу по большей части вред. Во-вторых, и в главных, свобода вероисповедания и свобода совести - это одна из базовых свобод человека и любое нарушение ее мне кажется исключительно вредным.
Невероятно интересно!