В 1579 году в Казани после страшного пожара, уничтожившего почти весь посад, десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая в указанном месте откопать свой чудотворный образ. В «Сказании о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани», написанной «самовидцем», священником казанской церкви Николая Чудотворца при Гостином дворе Ермогеном, повествуется, как Матрона пытается рассказать о своем видении матери, воеводам, архиепископу, но никто ей не верит, после чего девочка сама лопатой начинает копать в указанном месте — на пепелище одного из домов — и после нескольких неудачных попыток находит на глубине около метра небольшую икону, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки.
Так начинается история одной из самых главных русских святынь — явленной иконы Казанской Божьей Матери. Полная величия и драматизма.
И дивися убо зело
Уже в «Сказании» говорится, что как только архиепископ увидел явленную икону, то был поражен ее необычным видом: «И дивися убо зело: такова переводом образа не видѣша нигдѣже». Образ Богоматери на этой иконе и правда сильно отличался от всех привычных иконографий. Во-первых, Иисус не сидит на коленках (на руке) Богоматери, а стоит. В России таких изображений до явления Казанской иконы не было, да и от византийской традиции ничего похожего не сохранилось. Если где и были аналоги такого изображения, то в живописи итальянского проторенесанса. Во-вторых, никаких рук богоматери на иконе нет вовсе — оплечное изображение дает такую возможность, но до этого образа никто этой возможностью не пользовался. Более того, на иконе нет не только рук Богоматери, но и одна рука Христа спрятана под одеждой. Ну и наконец, лицо Богоматери повернуто и даже склонено к Христу, при этом сам Христос смотрит строго фронтально.
До явления Казанской иконы Богоматери в России самыми почитаемыми образами были Смоленская и Владимирская Богоматери. Смоленская — классический, максимально строгий и минималистичный образ одигитрии, Владимирская — предельное выражение образа елеуса (умиление). Казанская же икона за счет поворота головы Богоматери как бы объединяла оба этих образа — строгость и фронтальность одигитрии, с нежностью и человечностью елеусы.
И именно такой образ, объединяющий идеи заступничества и высшего покровительства с человечностью, оказался востребован в русской культуре и русском религиозном сознании. Именно эти особенности иконографии стали первым и важнейшим толчком для стремительного роста популярности казанской иконы.