Олег Новиков. Фото: Арсений Несходимов для Republic

Олег Новиков. Фото: Арсений Несходимов для Republic

2025 год стал годом атаки на издателей и книготорговцев: на крупные суммы были оштрафованы независимые книжные магазины «Фаланстер» и «Подписные издания», а трое сотрудников издательства «Эксмо» и его импринтов Individuum и Popcorn Books были отправлены под домашний арест по делу о распространении книг, которые «формируют "ЛГБТ-идеологию"*». Известный литературный критик, вынужденный публиковаться на Republic под псевдонимом Лев Губин, написал портрет книжного олигарха Олега Новикова — самого влиятельного человека в российском издательском бизнесе.

В 2023 году вместе с коллегами по издательству «Эксмо-АСТ» предприниматель Олег Новиков взбирался на гору Казбек. Это было что-то вроде корпоративной традиции: с 2018 года команда выбирается из московских офисов, чтобы штурмовать очередную вершину, проверяя на прочность свою целеустремленность и командный дух.

Высота Казбека — пять километров над уровнем моря. За плечами у Новикова уже были горы и повыше — Эльбрус, Лобуче, Килиманджаро, но штурм кавказской вершины его особенно вымотал. «Гиды не успели протянуть веревки, поэтому даже зацепиться было не за что, — признавался он. — В процессе мне не было страшно, но когда я спустился и посмотрел наверх, то спросил себя: "Зачем я туда полез?"». Можно предположить, что таким же вопросом бизнесмен впоследствии задавался еще не раз, но уже не в горах.

Глава 1. Девяностые

Нельзя сказать, что все истории успешных бизнес-империй в России похожи друг на друга. Но жизнь Новикова — это архетипический сюжет, в котором можно увидеть тысячи других повестей о том, как в молодой России дерзкие, ушлые и бесстрашные (часто одновременно) молодые люди пытались пробиться наверх в море дикого капитализма.

Еще студентом Московского авиационного института Новиков стал заниматься торговлей книгами в компании «Экспресс», которую основал его дальний родственник из Харькова. «Тогда существовал невероятный книжный голод, читатели были готовы покупать все», — рассказывал Новиков. Компания пользовалась тем, что границы между вчерашними республиками оставались проницаемыми, и торговала по всей территории бывшего СССР. А когда в 1993 году возить книги через границу стало невыгодно, Новиков, к тому времени взобравшийся по карьерной лестнице от торгового представителя до менеджера, уже был готов основать собственное дело. Вместе с другом Андреем Гридасовым они отделились от «Экспресса», добавив к первому слогу от старого названия компании первый слог от названия города, где планировали развивать бизнес — Москвы. Так и получилось «Эксмо».

Одним из первых «локомотивов» «Эксмо» стал писатель Даниил Корецкий, который к тому времени уже выпустил шесть проходных романов про опера Крылова. Но именно в «Эксмо» был напечатан его первый всенародный хит — «Антикиллер». Миллионный тираж разлетелся за год, превратив Корецкого в машину по производству криминального чтива: до сих пор почти каждый год он выпускает по два-три новых романа с названиями вроде «Спасти мир в одиночку» или «По понятиям Лютого». Успех Корецкого показал: чтобы вырваться вперед, издательству нужны новые имена, по которым так изголодался читатель.

Дарья Донцова и Александра Маринина, 2012 год

Второй успех был еще ярче. «Эксмо» повезло открыть для читателей Александру Маринину. Одна за другой ее повести про Настю Каменскую стали выходить в серии «Черная кошка», а в 1999 году успех закрепил сериал, в производство которого Новиков вложил двести тысяч долларов. Феномен «Каменской» показал Новикову, что его стратегия была абсолютно верна. Издательство успешно настолько, насколько, успешны его авторы. И неважно, если критики воротят от них нос, главное, чтобы читатели голосовали рублем. Это подтвердила еще одна писательница, которую «Эксмо» подхватило в 1999 году, превратив в абсолютную звезду — Дарья Донцова.

Новиков быстро смекнул, что дело нужно двигать в разных направлениях сразу.

Например, одновременно и издавать книги, и продавать их через собственные торговые точки у метро. А часть денег, заработанных на книгах Марининой, он вложил в покупку акций Тверского полиграфического комбината. Теперь он мог контролировать всю бизнес-цепочку — от поиска авторов и печати их книг до распространения. Это был еще один шаг к построению империи.