
Если войти в парк Коломенское, пройти мимо ларьков с едой, потом через Государев двор по липовой аллее, мимо церкви Казанской иконы Божией Матери и выйти из Передних ворот, то перед вами окажется огромное, устремленное вверх белое здание невероятной красоты – церковь Вознесения Господня.
Этот храм, построенный итальянским архитектором, смотрится сегодня как кусок прекрасной Италии, возвышающийся над современной Москвой. Но ничего подобного нет ни в Италии, ни где-либо еще в Европе. Ту самую устремленность вверх создает не традиционный для европейских церквей шпиль, не башня или столп, а шатер. Теперь это называют «шатровыми церквами» – уникальной особенностью русского храмового зодчества. Но до того, как Пётр Франческо Анибале создал церковь Вознесения в Коломенском, и в России не было никаких шатровых храмов.
Откуда взялся этот шатер?
Чтобы ответить на этот вопрос, начать надо не с 1532 года, когда в селе Коломенском Василий III с многочисленными гостями три дня праздновал завершение строительства церкви Вознесения. И не с лета 1528 года, когда, судя по всему, был заложен фундамент храма. А еще раньше, с 1492 года или по тогдашнему русскому летоисчислению – с 7000 года от сотворения мира.
В 1492 году произошло важнейшее для русских людей событие – не случился конец света. А его очень ждали. Непосредственно и напряженно. Конец света и последующее второе пришествие Христово для христиан того времени (как в России, так и в Европе) были не абстракцией, не метафорой, а конкретным ожиданием. Причем ждали этих событий не только со страхом, но также с надеждой и благоговеньем. По расчетам, основанным на тексте Библии, 7 тысяч лет – срок существования мира, а потому русские Пасхалии – расчет даты пасхи на каждый год и дат всех остальных зависимых от пасхи церковных праздников – были рассчитаны только до 1492 года. Ну, а что еще драматичнее, в 1491 году многие даже не стали засевать поля, уверенные, что их труд будет напрасным. В результате во многих регионах России в 1492-м случился голод.
И как быть дальше? Что думать и чего ждать? Как составлять пасхалии? И тут вспомнили трактат греческого писателя Дмитрия Траханиота, написанный для Новгородского архиепископа, в котором тот говорит, что точной даты конца света мы знать не можем («О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» – Мф. 24:36), но можем быть уверены, то она будет связана с цифрой 7: а значит раз конец света не случился в 7000 (1492) году, то тогда он должен произойти в 7007 (1499) году, 7070 (1562) или 7077 (1569) году. Про вариант 7700 (2192) года и всех его производных с семеркой, разумеется, тогда никто даже не рассматривал – слишком далеко.
Пока думали, спорили и размышляли, прошел 7007 год. Конец света, а главное – второе пришествие перенеслись на 70 лет, а скорее всего, даже на 77 лет (идеальная полнота цифры 7). Есть время подготовиться и встретить во всеоружии.
Повторимся, для христиан того времени второе пришествие – не богословская абстракция, а цепь конкретных событий в конкретных местах. Да, согласно Священному писанию, «явление его будет видно отовсюду», но должно же быть конкретное место. И этим местом традиционно считался храм Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме (место, где Христос в последний раз был на земле). Ну, а поскольку в этот раз Иисус является в мир не нищим проповедником, а великим судией и царем над всеми, то и встретить его должен не нищий проповедник Иоанн Предтеча, а царь.
С местом богоявления в начале XVI века была одна очень значимая проблема: Иерусалим был под властью иноверцев – турок. И ясно было, что туда Христос явиться не может.
А что, если в Россию? Да даже наверняка в Россию: как раз в это время в 1523 году старцем Филофеем была сформулирована концепция «Москва – третий Рим». Нужно только построить достойный великого события храм и обзавестись царем Иоанном. Впрочем, на тот момент это тоже было проблемой: никаких царей в России не было – правили великие князья.
Таким образом, Храм Вознесения – не просто храм в честь рождения сына великого князя Василия III Иоанна (впоследствии царя Ивана Грозного), а место для второго пришествия Христа, место, откуда он будет творить свой суд. Более того, именно строительство этого храма стало первым событием в череде подготовки ко второму пришествию, запускающим всю цепочку событий вселенской значимости.
Традиционная привязка строительства храма к рождению Ивана Грозного не корректна: скорее всего, строительство храма началось задолго до его рождения (25 августа 1530 года), не позже начала лета 1529 года – за два строительных сезона такой храм построить было просто невозможно.
В январе 1528 года к папе римскому приехало посольство Великого князя из Москвы с просьбой предоставить архитектора для строительства храма в резиденции князя в Коломенском. А через четыре месяца архитекторы во главе с Петром Франческо Анибале (прозванным в России Петроком Малым, или Петром Фразиным) уже прибыли в Москву. Сам факт посольства тоже очень показателен – и дело тут не только в том, что в России крайне ценили итальянских возрожденческих архитекторов. Второе пришествие – дело всемирное, а значит, участие или даже соучастие представителей Рима (того самого – первого) в этом проекте было очень важным.
Перед Петроком Малым стояла очень сложная задача: в кратчайшие сроки придумать и реализовать архитектурное решение глобально-эсхатологической концепции, детально разработанной в России. Причем сделать это так, чтобы храм отражал всю величие и красоту христианской веры и культуры.
А теперь вернемся к шатру.
В архитектуре и русской, и европейской шатер использовался довольно часто, но только не в храмах. Чаще всего – для завершения башен, а также в качестве крыши кухонь и пивоварен. Для храма шатер – слишком простое, слишком утилитарное решение. Впрочем, внутри храмов и русских и европейских шатры все таки были. Сени – навесы над алтарем квадратной формы с конусообразным балдахином наверху. Место средоточия Святого духа. Но это алтарь, а тут вся церковь будто покрыта сенью. То есть буквально вся является алтарем?
А теперь обойдем храм Вознесения вокруг по гульбищу и увидим, а точнее не увидим с восточной стороны важнейший архитектурный элемент любого храма. Апсиду – пониженный выступ здания, который собственно и является местом для алтаря. Ее тут просто нет. Зато есть трон. Слишком высокий для человека, но как раз для Этимасии – Господнего престола, уготовленного для второго пришествия: «Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс. 9: 8). Также до конца XVI века нигде нет никаких упоминаний ни про сам иконостас (стену, отделяющую алтарь от остального храма), ни про художников, его расписывавших.
Похоже, что место под алтарь в этой церкви сознательно не предусматривалось, шатровое решение продиктовано идеей сделать весь храм алтарем. Местом средоточия Духа святого, местом куда явится на свой суд Господь. То, что казалось слишком простым и утилитарным, тут приобретает сверхзначимость, грандиозность и уникальность.
16 января 1547 года шестнадцатилетний Великий Князь Иоанн был венчан на царствование митрополитом Макарием. Теперь было кому встретить Христа в недавно построенной церкви Вознесенья. Потом было много всего очень мрачного и кровавого: Ливонская война, опричнина, террор. И чем ближе были даты предполагаемого конца света, тем мрачнее и кровавее становились события. Может даже сложится впечатление, что царь Иван делал все возможное, чтобы инициировать конец света и в итоге исполнить свое предназначение – встретить Господа в храме Вознесения в Коломенском. Но ни в 1562, ни в 1569 году конец света не произошел, второго пришествия не случилось.
Зато случился этот удивительный храм, который оказал огромное влияние на русскую архитектуру и русский мир, вне зависимости от конца света и кровавой деятельности царя Иоанна. Посмотрите, например, на собор Василия Блаженного и увидите то же шатровое решение. Только теперь это уже не образ эсхатологической исключительности, а русский способ выразить устремленность вверх, к небу и Господу.
Храм Вознесенья, рожденный в глубокой связи с идеей русских царей, как бы ведет свою, параллельную линию истории. И если сегодня нам кажется, что вся история России предопределена царствованием Ивана Грозного и ничего другого кроме как восточной тоталитарной деспотии разной степени кровавости в ней нет и быть не может, сходите в Коломенское и посмотрите на эту удивительную церковь. Она до сих пор здесь во всей европейской красе и русской уникальности. Возвышается над Москвой.
Из-за подобных статей и заходишь сюда. Спасибо.
Большое спасибо за статью! Такой фантастический сюжет, что прямо не верится! Недаром захватывает дух от этого места.
В следующий раз когда там буду, обязательно буду искать выступ под «трон».
Не очень ясна связь между церковью и отсутствием предопределенного России пути восточного деспотизма.
Церкви просто повезло - ее могли разрушить те же большевики или разбомбить немцы ходе Второй Мировой. Точно так же повезло Королеву - не сгнить в лагерях, а чудом уцелеть и отправить человека в космос.
Вся история успехов России это по сути везение, а вот неудачи - правило, заложенное в самой сути Русского государства.
Я там ниже ответил на похожее возражение...
В ожидании конца света посадили на трон царька, который не дождавшись пришествия царя небесного изобразил из себя царя подземного. Бесы Достоевского на 600 лет подряд, живучие, гады подземные :)
Замечательная статья, очень познавательная, но с концовкой решительно не согласен: наоборот, эта церковь как раз и доказывает ещё раз, как глубоко "тараканы в голове" засели: Москва - третий Рим (а четвертому не бывать); второе пришествие состоится в Москве; Россией (и русской духовностью) мир спасётся; русский мир; на миру и смерть красна; Россия - надежда человечества; Россия - родина слонов и тому подобная бесконечная "объединённая тысячелетней историей" великодержавно-златоглавая муть.
Церковь строилась не под историю русской исключительности, а под "конец истории". Второе пришествие это ведь не про вечную Россию, а про вечное торжество Христа (мир, Россия, цари, власти - все конечно, но Христос и наше спасение - вечны). То есть храм строился под вечность Христа, на основании возрожденческих представлений о человеке и человеческом. Потому и противостоит "тараканам в голове". Потому сегодня когда смотришь на нее, то видишь именно альтернативу "великодержавной мути". Стройность, строгость, устремленность вверх. И повторюсь, не только этот храм, но и многие другие русские храмы, на которых он оказал влияние. Не все зациклено на царях и власти в русской культуре.
Спасибо за ответ, но я решительно с Вами не согласен! И вот почему:
1.
Хоть второе пришествие, конец света, страшный суд и ожидались на полном серьёзе в силу эсхатологизма христианской религии, но из-за постоянного "откладывания" и ненаступления этих событий в данном вопросе царило известное "двоемыслие", если только христиане не становились агрессивными милленаристами вроде Мюнстерских анабаптистов, которые, инициируя конец света, ПОЧТИ СИНХРОННО со строительством храма Вознесения в Московии сносили в 1534-1535 годах церковные башни в Германии :-)!
В силу данного "двоемыслия" в отдельно взятой Московии храм Вознесения строился не только под "конец истории" и под "вечность Христа", но одновременно и под вполне земные нужды "от мира сего", в данном случае под "Третий Рим" с его величием, уникальностью, и присущими ему вечными "понтами" и "тараканами в голове".
2.
Московия не прошла эпоху Возрождения (кстати, впоследствии в Российской империи не случилось и Просвещения). Поэтому "возрожденческие представления о человеке и человеческом" были Московии глубоко чужды и Вы сами прекрасно описали в статье, как лишь цепочка случайностей и стечение необычайных обстоятельств привели к появлению в нашей богоугодной стране столь необычного для неё архитектурного памятника почти в стиле ренессанс. Всё это можно сравнить разве что со сломанными часами, которые тем не менее дважды за сутки показали таки правильное (ренессансное) время.
Мне очень понятен и симпатичен Ваш пафос, но я его не разделяю, сколь бы привлекателен он ни был. Увы, всё не так, всё гораздо проще и некрасивей, если только отвлечься от прекрасных очертаний храма Вознесения, настраивающих на торжественный и возвышенный лад.
Ну да, тут надо разделять две трактовки знаменитой максимы Филофея. Собственно, он имел в виду, что конец мира рядом. "Странствие града" закончилось. Первый Рим отпал, второй (Константинополь) взят неверными, дальше отступать некуда, да и незачем, потому что пришли последние времена. Четвретому не бывать, потому что все. Все кончается. Дальше - Суд, новое небо и новая земля. И только много позже эту его фразу стали трактовать в оптимистично-великодержавном ключе. В том смысле, что никакой четвертый Рим просто не нужен. И так все неплохо. Собственно, так ее и до сих пор трактуют.
Как ни трактовать максиму Филофея, никуда не деться от безмерной гордыни, которую эта максима источает и которая разъела всю последующую российскую историю.
"Третьим Римом" дело не ограничилось: позднее Борис Годунов пытался воспроизвести в Москве Иерусалимский храм и даже "святая святых", а затем уже и вправду построили Новый Иерусалим на Истре.
Впрочем, претворение в жизнь данной максимы в мирской области не отставало от области сакральной, а потом уж две эти области смешались до степени неразличения и получился ужас-ужас, типа Тютчевского:
И своды древние Софии
В возобновленной Византии
Вновь осенят Христов алтарь.
Пади пред ним, о царь России, -
И встань как всеславянский царь.
:-)!
Очень рад, что прочитал эту статью, спасибо, что написали ее!