Поздний вечер, я, потихоньку собираю новый номер Weekly, пролистываю новости:
«Руководитель правового управления Московской патриархии заявила, что Русская православная церковь поддерживает законопроект о фактических брачных отношениях погибших участников СВО».
Как много Бога в этих строчках. Каждый звук — будто ангелы поют.
Давайте поговорим сегодня о Боге. Или о боге? О Церкви! Или о церкви?
Буквально на днях вышла книга Ксении Лученко «Благими намерениями. Русская православная церковь и власть от Горбачева до Путина». Лученко — самая компетентная журналистка в вопросах религии и церковного устройства. «Намерения» — безусловный мастрид нынешнего лета, да и наш выпуск, что уж там скрывать, из них, этих «Намерений», вырос.
Вот здесь — затравка, фрагмент книги. Но сразу предупреждаю: фрагмент не самый очевидный. В нем нет Путина, Кирилла и Тихона Шевкунова. Зато есть патриарх Алексий и история о том, как РПЦ в первый и, пожалуй что, последний раз в своей истории пыталась стать независимой силой. Очень интересно. Надеюсь, от этой главы вы перейдете к книге целиком.

Рядышком — большое интервью самой Лученко, которое, уж простите за нескромность, само по себе тянет на бестселлер. Ксения чередует удивительные факты (вот вы знали, что платки как обязательную форму женской одежды придумали только в 1990-е?) с оригинальными мнениями и суждениями. Ей, конечно, еще очень повезло с собеседником: Костя Шавловский, редактор Weekly, проделал отличную работу и спросил, что ваш ранний Дудь, все, что вы сами хотели спросить.
И на Лученко он не остановился. Еще одно его интервью — более сложное, академическое, но не менее увлекательное — с антропологом, религиоведом Александром Панченко. Это разговор о так называемой новой религиозности. О том, как мы сакрализируем все, что плохо лежит: от «миссии русского народа» до лично Путина, от 9 мая 1945-го до 24 февраля 2022-го. Ну и главное даже не «как?» (хотя механизмы понимать полезно, конечно), а «зачем?». Ответы — здесь.
И Лученко, и Панченко рассказывают о том, как набожность в России стала модной. О Светлане Медведевой, респектабельных батюшках и православном глянце. Но знаете, не мы одни такие. Нечто подобное происходит прямо сейчас в США. Трампизация и католизация идут рука об руку, проникая в поп-культуру и поп-политику. О том, как это происходит у них, для нас пишет Артем Макарский.
Еще более широкая международная панорама — у Клима Бакулина (в сотый раз напоминаю, что это псевдоним). Штатный фактически политолог Republic-Weekly с порога заявляет: нерелигиозных стран не бывает. Отделение церкви от государства не гарантия независимости этого самого государства от церкви. В качестве примеров Бакулин приводит Японию, Австралию, Швецию, а еще, внезапно, Азербайджан. При чем тут вообще Азербайджан? А вот прочитайте этот текст — и узнаете.

Верные спутники любой религии — мученики. Верные спутники любого политического конфликта — они же. Во многих странах, особенно в тех, что официально появились в ХХ веке, даже есть специальный День мученика, когда принято вспоминать жертв репрессий, войн и гонений. Вот здесь религиовед Алексей Зыгмонт рассказывает, кто такие современные мученики и как в разных странах выстраивается культ вокруг них. Это очень длинный, очень сложный материал, который может даже показаться недружелюбным, но поверьте, осиливший его будет вознагражден. Ну и тема редчайшая — в «Википедии» вы об этом не прочитаете, так что читайте у нас.
Где-то рядом с новыми мучениками — новые язычники. Вот здесь Илья Малиновский рассказывает, как развивалось неоязычество в России, что случилось с ним после начала войны в Украине, какую роль в этом сыграла Наталья Поклонская и почему даже среди ведьм разгораются идеологические споры. Брр-брр — читайте это с утра, а не на ночь.

Скорее всего, до выхода следующего выпуска Republic-Weekly, 22 июля, Верховный суд объявит в России «экстремистским движением» «сатанистов». Учитывая, что никакого такого движения, конечно, не существует, советуем приготовиться всем любителям тяжелого металла и некроманского экспериментального кино.
О последнем, пока еще можно, у нас рассказывает Андрей Карташов. Главный герой его текста — оккультист Энгер, последователь учения Алистера Кроули и друг сатаниста Антона ЛаВея, имевший на груди татуировку с именем Люцифера. А еще он снял более тридцати короткометражных авангардных фильмов, вобравших в себя все сюжеты моральной паники XX века. Почитайте и обязательно посмотрите кино.

К вопросу о моральной панике недавнего прошлого. У ХХ века вообще были непростые отношения с Богом. И судя по тому, как проходит век XXI, отношения эти лучше не стали.
Как говорят психологи, единственный способ наладить отношения — это честно о них поговорить. Ну вот примерно этим мы здесь и занимались всю неделю. Едва ли у нас получилось что-то исправить, но присоединяйтесь к беседе.
Приятного чтения! И господь с вами.
Максим Заговора (Минюст считает «иноагентом»)