Председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии возложения венка к мавзолею Хо Ши Мина в Ханое, Вьетнам, 15 апреля 2025 года
REUTERS / Athit Perawongmetha / Pool/Scanpix
Китай готовится к крупнейшей политической перестановке за последние десятилетия: влияние Си Цзиньпина на власть слабеет, а в кулуарах КПК обсуждают имена возможных преемников. Впервые за годы «эры Си» в партийных коммюнике исчезают его лозунги, а эксперты и инсайдеры говорят о начале процесса «десификации» — мягкого перехода к коллективному управлению.
В числе прочих знакомых китаеведов и журналистов я адресовал вопрос про шорт-лист британскому журналисту и писателю Филипу Шорту, авторитетному биографу ряда неоднозначных политических персонажей [1]. И вот что Филип написал мне из Пекина, где он сейчас собирает материал для своей новой книги:
«Короткий ответ заключается в том, что никто не имеет об этом ни малейшего представления. Многие из тех, с кем я недавно здесь разговаривал, упоминают Чэнь Цзинина, лидера партии в Шанхае. Но в этом году ему исполнился 61 год, а в 2027 году, когда он вполне может войти в Постоянный комитет Политбюро, ему будет 63, то есть в 2032 году ему уже исполнится 68 лет, что сделает его слишком старым для продвижения по службе (если они будут придерживаться правила 68 лет как предельного срока для выдвижения на пост лидера КПК).
Даже если Чэнь станет лидером партии в 2032 году, это, вероятно, будет только один срок, поэтому я сомневаюсь, что он годится на роль кандидата, разве что только в качестве временного лидера, в то время как Си выдвинет кого-то гораздо моложе. Я предполагаю, что в какой-то момент — в идеале в 2027 году, но, возможно, не раньше 2032 года — мы увидим появление молодых и на сегодня неизвестных людей из провинции. Кто это будет, можно только догадываться».