Слово «дефицит» прочно ассоциируется с Советским Союзом: многие еще помнят очереди за водкой и колбасой, которые нужно было занимать с вечера. Жители СССР придумывали неожиданные способы борьбы с нехваткой базовых продуктов. К известному с древних времен хлебу с лебедой советский опыт добавил рагу из вороны, китовую колбасу и даже икру из нефти. Историк кухни Павел Сюткин рассказывает, как советская власть создала целую параллельную кухню — и безопасно ли было есть эти деликатесы.
Наследие старого мира
Люди, и не только в России, всегда искали дешевую альтернативу продуктам, которые в силу разных причин становились либо дорогими, либо недоступными. Один из самых знаменитых примеров — лебеда, хлеб с которой на Руси делали во время любого голода. Именно она, лебеда-спасительница, должна была бы стать настоящим символом русской кухни, а не стерлядь или блины с икрой.
К началу XX века российское общество имело огромный опыт использования пищевых эрзацев, заменителей дорогих продуктов. Знаете ли вы, что такое «кофе из винных ягод»? Этот суррогат вошел в обиход в России в 1900-х годах. Сушеный инжир слегка прожаривался, после чего его толкли в ступке — и получалась дешевая замена настоящего кофе. Но, конечно, импортозамещение этим продуктом далеко не ограничивалось. То время — это эпоха суррогатов и пищевых подделок. Причем, говоря о подделках, я не имею в виду, что потребителей обманывали. Люди вполне сознательно брали эти эрзац-товары — они прочно вошли в быт россиян, плавно перейдя от «проклятого царизма» в «развитой социализм».