Что такое хороший вкус в 2025 году? Способен ли человек отличить прекрасное от скверного в гигабайтах потребляемой информации? Или ему для этого нужны инфлюэнсеры? Пошлость существует? Или обвинить кого-то в пошлости — это и значит оказаться пошляком? По мнению главного редактора Republic Зинаиды Пронченко, дурной вкус сегодня — это отсутствие какого-либо вкуса. Теперь подробнее.
Пытаться рассуждать о дурном вкусе в номере про еду — занятие довольно абсурдное. Хотя бы потому, что понятие дурного вкуса к еде неприменимо вовсе. Вне зависимости от мнения гастрономических критиков о бутерброде с колбасой, попавшем к вам на тарелку в два часа ночи, факт остается фактом: пища телесная для того нам и дана, чтобы удовлетворять самые низменные инстинкты. И в этом смысле принципиальной разницы между трехзвездочным парижским заведением Plénitude и закусочной McDonalds нет. Что естественно, то не зазорно. Главное, чтоб вкусно… И точка.
Но даже если расширить кругозор и задуматься о месте дурного вкуса во Вселенной, очень быстро выяснится, что с определением пошлости (согласимся хотя бы насчет синонимичности этих двух слов) все довольно сложно. Вот мой коллега Антон Долин* вслед за Иосифом Бродским считает, что дурного вкуса не существует, ибо вкус — это привилегия портных. А Владимир Набоков писал, что «пошлое» неслучайно рифмуется с «прошлым». А Дмитрий Быков*, ссылаясь на Цветаеву, утверждает, что в искусстве хороший вкус — смертельный приговор, то есть настоящей поэзии, например, без моветона не бывает. Красивые сентенции, уводящие разговор от конкретики в сферу интуитивного. Хотя ничего удивительного, ведь почти обо всем, кроме математических формул или результатов футбольного матча, судят, отталкиваясь от своих вкусовых предпочтений. Короче, как ни крути, но вся наша жизнь исключительно дело вкуса!
Тем не менее уже давно мне кажется, что дурным вкусом смело можно называть полное отсутствие какого бы то ни было.
Причем зачастую дыра, зияющая у одних индивидуумов там, где у других, натур истинно утонченных, якобы располагается свод эстетических критериев, согласно которым следует выбирать диван или абонемент в оперу, абсолютно бездонна. Ибо у людей, не сформировавших к возрасту согласия представлений о пошлости обивки или постановки, случается, нет фундированных мнений и обо всем остальном. Сами они ничем не горят, но слышали, что из искры возникает пламя. Если деньги позволяют, они придумывают себе взгляды, родом из двух источников: вечной скуки и сезонной моды. В итоге оперные абонементы располагаются в одном ряду с избирательными бюллетенями, а безглютеновая выпечка — с рекреационными наркотиками, ну и там же где-то — два Владимира: Зеленский и Путин.