Фото: Kremlin Pool / Global Look Press
Госдума в первом чтении приняла скандальный закон о Fan ID, то есть о паспортах болельщиков, без которых будет не попасть на стадион. Фанатские трибуны почти всех российских футбольных клубов устраивали протесты по этому поводу, и казалось, что идею похоронили. Однако стоило болельщикам успокоиться, как законопроект вынесли на обсуждение, 317 депутатов от «Единой России» и «Справедливой России» проголосовали за, коммунисты и «Новые люди» — против, ЛДПР в голосовании не участвовала.
Fan ID в России уже были. Опыт негативный
Паспорта болельщиков впервые появились на Олимпиаде в Сочи, а потом были распространены на футбольные Кубок Конфедераций, Чемпионат мира и Чемпионат Европы. Они были удобны для иностранцев, потому что гарантировали безвизовый въезд и бесплатный проезд по России, включая поезда дальнего следования.
Одновременно Fan ID должен был отсечь от стадионов возможных нарушителей порядка. Проблема была в том, что Fan ID не могли получить не только футбольные хулиганы, но и люди, привлекавшиеся к административной и уголовной ответственности, в том числе за участие в оппозиционных митингах. Это было российское ноу-хау: за рубежом на крупных соревнованиях паспорта болельщиков не вводились. На деле отказ в Fan ID получали абсолютно добропорядочные граждане, некоторые из которых вообще впервые решили сходить на футбол.
Причем обжаловать решение было невозможно, потому что непонятно, кто выдавал паспорта и кто принимал решения об отказе. Юридически это была полная катастрофа. Предположительно, проверкой заявок на Fan ID занимались силовики в лице сотрудников МВД или ФСБ. А вот кто выносил формальное решение об ограничении права гражданина посещать спортивные соревнования — неизвестно. По российскому законодательству решение может принять только суд, и такие прецеденты есть. Правда, футбольных хулиганов, которым суд запретил ходить на футбол, по сравнению с другими странами у нас немного.
Доходило до абсурда: на Чемпионат Европы на 2020 год человек получал паспорт болельщика, но турнир перенесли из-за пандемии на год, поэтому процедуру получения Fan ID приходилось проходить заново, и повторное решение было уже отрицательное. При этом получившие отказ не только не совершали ничего противозаконного, а даже, бывало, не покидали пределов своей дачи из-за самоизоляции в ожидании внедрения вакцины.
Я и сам испытал неприятные мгновения, когда доброжелатели предупредили меня, что за критику тогдашнего президента РФС Виталия Мутко я могу не попасть на Чемпионат мира, несмотря на то, что у меня были билеты на футбол в восьми городах. Однако сам Виталий Леонтьевич это опровергал в свойственной ему непосредственной манере, и паспорт болельщика я в итоге получил.
А вот те болельщики, которым Fan ID не дали, потеряли еще и деньги, потому что отказ в выдаче паспорта не был поводом для возврата билетов. Ведь МОК, ФИФА и УЕФА, которые распространяли билеты, считали паспорта болельщиков российской причудой, потому что ни одним нормативным актом этих организаций такая практика не предусмотрена.
Показательна история муниципального депутата московского района Раменки Максима Гонгальского. Он купил билеты на первый матч сборной России против Бельгии на ЕВРО этого года, и ему Fan ID был одобрен. Но потом отозван, поэтому, когда он пришел на стадион в Санкт-Петербурге, пройти туда не смог. Турникет открывается после сканирования билета и действительного паспорта болельщика, так что у Гонгальского он не открылся. Потерявший €120 депутат связывает это с задержанием на акции протеста в Москве 31 января этого года. Гонгальскому тогда суд выписал штраф. Решение же по отзыву Fan ID, по его мнению, было принято ФСБ.
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press