
unsplash.com
Новая книга Малкольма Гладуэлла «Бомбардировочная мафия. Мечты о гуманной войне и кровавые будни Второй мировой» (недавно вышла в издательстве «Альпина Паблишер»), хотя и выбивается из привычного для автора жанра, в целом имеет все признаки легко узнаваемого подхода популярного социального психолога к освещению самых разных явлений жизни. Просто на сей раз Гладуэлла заинтересовал исторический сюжет. А именно: судьба группы американских авиаторов, одержимых идеей прицельного бомбометания — военной доктрины, делавшей ставку на точечное уничтожение военных и гражданских объектов противника вместо ковровых бомбардировок, несущих смерть всему живому, включая и солдат, и мирное население. Как видно из следующей главы, автор не изменяет себе в настойчивых попытках проникнуть в глубины сознания героев книги, тем самым обнажая те стороны истории, которые исследователи часто оставляют без внимания.
Очень посредственная интерпретация фактов. Линдеманн не был блестящим ученым. От него осталась всего одна простая формула, достойная не более, чем рядовой кандидатской диссертации. Его "блистательный талант" ничем не подтвержден - как физик, он посредственность и забыт. Беседы с Эйнштейном не делают человека великим. А вот финансовый анализ ковровых бомбардировок, как источника прибыли ВПК, был бы интереснее. Но так копать неполиткорректно, нимб над Черчиллем может померкнуть. А если смотреть трезво - это военные преступления, ничуть не меньшие, чем немецкие, нарушение Женевской конвенции. Недаром в Нюрнберге Черчилль отказался дать показания.
надо бы очистить статью от налипшей "психологии" -- тогда и читать в ней пришлось бы в два раза меньше.
Всё намного проще. Прицельные бомбардировки просто НЕ ПОЛУЧИЛИСЬ. Не смогли разработать такие технические средства, чтобы бомбить прицельно и точно. Пытались -- но не смогли.
Никому не нравились ковровые бомбардировки -- это и дикий перерасход бомб, и повышенные жертвы среди экипажей, и тысячи сбитых бомбардировщиков. Но по-другому бомбить не получалось -- вот и приходилось хоть как-то.
Ну и политические причины. Надо было поддержать боевой дух и показать, что "мы воюем" в условиях, когда воевать на суше еще не было возможности. Да и немцы в 1940-м году активно летали над Британией и настойчиво приглашали их коврово побомбить
Очень наивное сочинение!
Бомбардировки городов это чуть ли не единственный способ нанесения ущерба врагу на территории Европы в тот период войны, 40-43 гг.
"Точечные" бомбардировки с высот 5-10 км. возможны только в дневное время в условиях надежного прикрытия истребителями. И даже тогда отклонение свободнопадающих бомб от "точечной" цели может достигать сотен метров.
А ночью можно попасть только по городу, в котором жили в т.ч. рабочие оборонных предприятий, находились ж.д. узлы и т.д.
И ещё - называть борцов с фашистами "мафией" - это или особые мозги иметь, или носить их набекрень.
Производство бомб - это бизнес. Много бомб - бизнес большой. Потому и мафия. На погибших летчиков им было плевать, на эффективность тоже. Какие борцы с нацистами - как наши борцы с коррупцией. На прицельном бомбометании военных объектов не заработаешь столько. Кстати, когда предлагали разбомбить пути к концлагерям, Черчилль отказал. Невыгодно.
Так автор наоборот, мафией называет тех, кто предлагал прицельное бомбометание. И не повторяйте ахинею про пути к Освенциму. Их, во-первых, хрен разбомбишь с высоты. Во-вторых их легко и быстро можно восстановить. В-третьих, евреев можно выгрузить перед разбитыми рельсами и отправить в лагерь пешком.
Это прозвище не автор выдумал. Оно возникло в американских военных кругах и было не оскорбительным, а ироничным.
Был недавно сериал про "волчат" - золотую молодёжь в годы ВОВ, планировавших убить тов. Сталина. Ну там, сыновья Микояна... Но хватило ума не показывать, как они друг к другу обращались (группенфюрер ...)
Англосаксы, как всегда, по возможности экономили жизни и (психическое) здоровье людей, в данном случае летчиков, и грех за это винить организаторов бомбардировок с позиции "послезнания".
.
Достаточно почитать "Уловку 22", чтобы, пробираясь через жирные пласты черной сатиры, все же понять, о чем шла речь.
Летчиков при налетах погибло очень много. Налеты на военные объекты привели бы к меньшим потерям, но и к меньшим прибылям производителей бомб и самолетов. Ничего личного, чисто бизнес.
англосаксы по ошибке разбомбили саксонский город ) Или бомбили только англы, без саксов?
Англы бомбили не только Саксонию, но также Саксонию-Анхальт и Нижнюю Саксонию, которых тогда ещё и в помине не было. Саксы же, соответственно, бомбили все остальное. Чтобы ни в коем случае не перепутать, каждый экипаж имел политико-административную карту ФРГ в границах по состоянию на 03.10.1990 или позже ...
"Англосаксы" были практически отрезаны от колоний и лишены ресурсов, необходимых для ведения войны. Только в Атлантике за период войны было потоплено более 3 тыс. транспортных судов.
вы что-то путаете. Отрезанной и лишенной почти всех ресурсов оказалась Германия со своими союзниками. А в распоряжении "англосаксов" были ресурсы всего мира
Расскажите это морякам 3 тыс. потопленных судов союзников.
Под "англосаксами" я подразумевал не только Соединённое Королевство, но и США.
.
Мою реплику не стоит понимать в ироническом ключе "англичанка гадит", я вполне серьезно описал одну из проблем (сохранение жизни и здоровья летчиков), стоявшую перед организаторами бомбардировок Германии и вполне поддерживаю Ваше вышестоящее высказывание, начинающееся словами "Очень наивное сочинение!"
В сентябре 1939 г численность вооруженных сил США (сухопутные войска, флот, авиация ...) составляла 174 тыс. чел. Переход экономики на военные рельсы удалось завершить только к концу 1942 г. - началу 1943 г. СССР этим занимался с 28-г, Германия - с 33-го.
Кроме того, в 1935 г. Конгресс США принял закон о нейтралитете, согласно которому США не могли оказывать помощь воюющим государствам – ни оружием, ни кредитами ...!
Словоблудие.
Или Вам стыдно за предыдущую статью по той же самой книге:
"Глиняные голуби. «Бомбардировочная мафия» и крушение мечты о гуманной войне"
https://republic.ru/posts/102035
- Но в "Что еще почитать" ссылка на оную отсутствует
или правая рука не знает что делает левая.
И вообще странно внимание к книжке с огромным количеством натяжек, умалчиваний и прямого вранья.
Известный ученый-экономист США, Джон Гэлбрейт, вырастивший нескольких Нобелевских лауреатов, прожил длинную жизнь, он умер на 98-ом году жизни, свою последнюю книгу "Экономика невинного обмана" написал в возрасте 95 лет (Переведена на русский язык и издана в 2009 году). Однако Нобелевской премии он не получил. И, как мне кажется (доказательств нет) за то, что во время войны, работая в правительстве США, он выступал против финансирования дальней бомбардировочной авиации и производства бомб для них. Он считал, что бомбардировки городов не несут пользы для военных успехов и не гуманны, поскольку от них страдают мирные жители (А это правда). Видимо, влиятельные люди, получавшие контракты на производство бомбардировщиков и бомб, были очень недовольны его позицией, а еще он говорил о конвергенции социализма и капитализма, хорошо видел недостатки капитализма.
Вскоре после войны Гэлбрейт ушел преподавать в Гарвард. Он был советником у Джона Кеннеди и у Билла Клинтона, а еще в 1988 году был избран иностранным членом АН СССР.
В тотальной воне нет "мирного" населения, т.к это население работает на войну.
На самом деле, убийство мирных жителей считается преступлением.
Преступлением являет преднамеренное убийство конкретного гражданина или группы граждан. А целью бомбардировок было не убийство гражданских, как например, при штурме Берлина или любого другого города.
Тем, не менее, это варварство.
Когда при бомбежке Герники погибло около 100 человек, шум поднялся на весь левый мир. А когда за одну ночь погибло 100 000 мирных жителей, это другое. Женевская конвенция прямо запрещала подобные действия, но победители заткнули рот правосудию. Правовое сознание комментаторов на уровне зулусов. Потому и живем, как в Африке.
На репаблике уже была статья о бомбардировочной мафии: https://republic.ru/posts/102035
Какая-то статья тяп-ляп. Одни фотографии истребителей в статье про бомбардировочную авиацию чего стоят.
Упущен важный фактор: у британцев были устаревшие прицелы и слабое прикрытие, поэтому летать они могли ночью. Ну а в ночи бомбить удобнее всего города.
Об этом было в предыдущей статье, про которую я написал выше, но ссылку на которую публикаторы не поставили.
Да, но это решается установкой современных прицелов и усилением истребительного прикрытия, а не ковровыми бомбардировками. Иначе, знаете ли, получается "искать под фонарём" в чистом виде...
Для создания истребителей, способных прикрыть бомберы на всем пути, требуются годы! А война идет сейчас!
Никакие прицелы не позволяют укладывать свободнопадающие бомбы в "точечную" цель с высот 5-10 км. На высоте 10 км. ветер может дуть со скоростью 150 км/ч, например, на восток, а на высоте 3 км. - со скоростью 50 км/ч на юг. Учесть это невозможно в принципе.
По докладам английских пилотов, возвращавшихся после дневного прицельного бомбометания удавалось поразить 9 целей (завод, порт, ж/д узел) из 10. По наблюдению инспекторов поражалась 1 цель из 10. Это и к вопросу о том достаточно англичане проработали вопрос (в статье облыжно утверждается что нет). Соответственно и альтернативы блокбастерам не было. Вывод - минимальной целью бомбометания является город. А город можно бомбить и ночью, меньше своих потерь будет.
Кстати, институт инспекторов - очень важный институт в армии. И ему по - прежнему уделяют большое внимание в армии США, например. А у нас вроде это не сильно развито.
По вашей логике пустыри бомбить еще лучше - потерь еще меньше. Были хорошие истребители "Москито" у англичан - рекордсмены по скорости.
Лучше всего бомбить завод вместе с городом, и бомбить ночью.
Тем не менее, американцы как-то решали проблему дневных бомбардировок. Чем британцы хуже?
Решили только с появлением истребителей сопровождения.
Плохо решали. Пытались решить, но не смогли. В конце концов отказались - прицеливатель, на который были надежды, их не оправдал. Об этом - в первой статье R про эту книгу. Теперь - почему вообще пытались: У американцев 40% призывников были немецкого или итальянского происхождения. И посейчас потомков немцев больше всех - боле 50 млн. чел. И если рядовых немцев и итальянцев старались посылать на тихоокеанский театр, то лётчики почти все были нужны в Европе.