Документалистка и начинающий антрополог Елена Срапян недавно вернулась из Перу, где несколько месяцев прожила с индейцами ашанинка, изучая их быт и систему взглядов на окружающий мир. Чем отличается от привычного нам мироощущение коренных народов перуанской сельвы и почему есть смысл обратить на это внимание, она рассказала журналу «Будущее».
— Чему посвящены ваши исследования и почему для их проведения понадобилось ехать так далеко, в Амазонию?
— До того как прийти в науку, я много путешествовала. В поездке по Латинской Америке несколько лет назад родился наш совместный с фотографом и режиссером Александром Федоровым мультимедийный проект о жизни индейцев. По итогам в Москве прошла выставка, которую посетили несколько тысяч человек. Там мы показали фото, немного видео, артефакты из коллекции этнографа Андрея Матусовского, познакомили зрителей с обычной жизнью амазонских народов.
Уже тогда я поняла, что человеческая повседневность — это то, что занимает мое внимание гораздо больше, чем какие-то острые сиюминутные темы. Именно рутина составляет почти всю нашу жизнь, и в ней зарыто больше всего интересной для меня социальности. Какой-нибудь ритуал, который происходит раз в жизни человека, конечно, может быть важен для культуры, но не для личности.
И мне всегда были интересны культуры коренных народов, в любом регионе. Как научный этот интерес локализовался в Амазонии. За счет того, что это большой тропический лес, это место всегда было окутано легендами и некой мрачностью. Правда, любимый мною Джозеф Конрад написал «Сердце тьмы» про Африку, но она перестала быть столь завораживающим местом из-за вооруженных конфликтов. Лес там порубили — в культуре местных жителей осталось место колдовству и магии, но таинственности, связанной с природой, стало гораздо меньше.
По моим ощущениям, на карте Земли осталось всего два пятна, где все еще можно соприкоснуться с географическим неизведанным. Это Амазония и Папуа. Меня жизнь в большей степени связала с Америкой, я говорю на испанском, потому и исследования решила начать там. В этом году я вернулась в Перу, чтобы провести полевую работу для магистерской диссертации. Сейчас заканчиваю программу «Культурная антропология» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Моя научная работа посвящена как раз изучению повседневности, но женской, связанной с телом. Параллельно я начала работу над фильмом, чтобы познакомить широкую публику с метафизикой амазонцев.
Спасибо! Побольше давайте такого!
Если для вас индейцы Амазонки слишком экзотичны, то есть замечательная книга Павла Крусанова "Голуби" про жителей Псковской области, которые, пользуясь всеми благами цивилизации, тем не менее регулярно вступают в контакт с вещами, лежащими за пределами понимания науки, и особо не заморачиваются на этот счёт :).
Не знаю, но вот впечатление что не тех она называет индейцами племени ашанинка. Тут в другой огромной стране есть индейцы (которых успешно за счет предательства местными правительствами) поглощают приезжие. И во многом кругозор этих индейцев Ашаном и завершается
>>Околонаучная картина мира, в которой мы, например, выросли, как постсоветские дети, — всего лишь одна из возможных картин мира.
Класс. Надо полагать, что магистерская диссертация - только одна из интерпретаций исследования, которое мне представляется бредовым. И не требуйте от меня научных аргументов, мне было озарение. У меня такая картина мира.
Согласен. Так же можно заявить, что я мол не верю в науку, а верю в божество. В науку нельзя верить или не верить. Наука это просто описание нашего единственного мира. И то, что некоторые научные теории претерпевают изменения не отменяет этого факта. Вера индейца в наличие душ у животных и растений никак не изменит движения планет, число химических элементов, не изменит свойств электро-магнитного поля и не превратит кровь в маниоковое пиво (чем, кстати, вера христиан в превращение вина в кровь хуже?). Руку на отсечение не дам, но не удивлюсь, если девушка сильно увлечена эзотерикой.
Приезжаешь такой к примитивным индейцам Амазонии, изучать их, а у них там солнечные батареи и спутниковый интернет. Потом возвращаешься в цивилизацию и ругаешь, ругаешь почем зря в интервью, - "гегемонию точки зрения европейской науки". Давно так не смеялся... а статья хорошая.
Мне кажется все советские дети дышали над кастрюлькой под одеялом.
А также банки, горчичники, мазь Звездочка - спутники передовой советской медицины :D
никогда не забуду этой картофельной пытки
"— У нас такая постхристианская модель — у человека есть душа, у животных — нет; мы обладаем возможностью спастись, животные, а тем более растения — вряд ли."
После этой фразы дальше читать не стал.
Слишком много индейцев стало в Амазонии благодаря вакцинации и антибиотикам, а вокруг их поселений всегда биологическая пустыня рыбу глушат динамитом, травят хлоркой и барбаской, и так во всех промыслах возьмут на пару копеек угробят на сотню тысяч.
А что такое барбаска? Стало любопытно, погуглил, но, кроме киноактёра Томаса Барбаски, ничего не нашёл.
Это отрава делается из корней растений, ею индейцы травят ручьи, рыба гибнет найденную собирают, при этом абсолютное большинство гибнет бесполезно особенно малька. Образ жизни у шуар и гуарани такой вытравят выбьют вокруг своего поселения всё потом переходят на другое место, но поскольку за последние сто лет численность их выросла на пару порядков сельва не справляется с самовозобновлением.
Можно, пожалуйста, пруфы на последнее заявление?
Я живу в Эквадорской Амазонии, и всё это наблюдаю. Это моё мнение основанное на моих наблюдениях.