Трудный для понимания учебный материал, задания, далекие от реальной практики, чувство несправедливости за полученную отметку и отсутствие мотивации. Знакомо? Многие из нас сталкивались с похожими проблемами во время учебы в университетах и школах. Трансформировать процесс обучения и подходы к оценке успеваемости учеников призвано доказательное образование.
Его суть в том, чтобы эффективность предлагаемого педагогического материала и развитие навыков студентов измерять не субъективно, а на основе более глубоких данных, полученных с применением научных методов. В доказательном образовании нельзя внедрить инструмент, кажущийся «успешным» лишь конкретной группе педагогов, оценить итог образовательного процесса по пятибалльной шкале или факту присутствия студента на лекциях — каждый процесс, решение и вывод должны находить научное подтверждение на базе конкретных исследований и аналитики.
Тренд на доказательное образование только набирает обороты, но рост его популярности очевиден. Например, согласно исследованию НИУ ВШЭ и Фонда Сегаловича, 48% преподавателей считают, что в будущем обучение станет более индивидуализированным. И поможет в этом именно доказательное образование.
В 2020-м на базе НИУ ВШЭ открылась целая магистерская программа по доказательному образованию, а в этом году о дизайне образовательной среды, людях и технологиях много говорили на крупнейшей тематической конференции YaC/e 2021. Эксперты уверены, что пандемия и самоизоляция спровоцировали не только вызовы для современной системы образования, но и новые возможности для создания персональной цифровой траектории учеников, главным образом в обучающих программах EdTech-платформ.