Тем, кто следит за повесткой устойчивого развития, а тем более стоимостью своих акций, наверняка знаком термин ESG. Аббревиатура расшифровывается как Environment, Social, Governance, а само понятие обозначает социальную ответственность бизнеса, можно даже сказать — «сознательный капитализм». Иногда под S подразумевают Sustainability (устойчивое развитие). И в этом разночтении кроется первый минус идеи устойчивого развития коммерции — отсутствие закрепленных стандартов и прозрачных правил.
Безусловно, социально ответственное инвестирование появилось не вчера. Его истоки в США можно найти в отказах христиан-протестантов в XVIII веке поддерживать работорговлю или инвестировать в компании, производящие алкоголь. В 60-е годы XX века это существовало, например, в виде студенческих протестов против инвестиций университетских фондов в оборонную промышленность. В последнее время на социальной и экологической сознательности компаний делается все более заметный акцент.
В 2020 году объем устойчивых инвестиций в мире увеличился на $288 млрд. В 2021-м показатели ESG-фондов в США достигли рекордных высот, в общей сумме набрав более $330 млрд (данные по сентябрю). Ожидается, что к 2025 году активы ESG составят более $50 трлн.
Крупнейшие мировые игроки заявляют о приверженности ESG-принципам, создавая фонды и привлекая к ним внимание инвесторов. В начале 2020 года JPMorgan объявил о новых экологических мерах, таких как ограничение финансирования компаний, ведущих бурение в Арктике, присоединившись к другим финансовым гигантам (Goldman Sachs и BlackRock), которые в том же году объявили о собственных инициативах.
В то же время крупные визионеры вроде Билла Гейтса высказывают свои сомнения в отношении нового тренда. Отдельные финансисты и комментаторы усматривают в устойчивых инвестициях возможности для мошенничества. Некоторые элементы такого инвестирования, указывают они, могут быть полезными для управления компаниями, но это не обязательно активирует лучшие практики, и вовсе не факт, что это имеет хоть какое-то отношение к климатическому кризису или социальной ответственности.
Правы ли скептики или у размытого понятия ESG все же есть будущее?