Если посмотреть на динамику изменения “SCIF индексов" ("индексы домашнего потребления") компании РОМИР Панель за 1 квартал 2009 года, то можно заметить интересную тенденцию. Несмотря на инфляцию и рост потребительских цен, рост расходов домохозяйств замедляется. Если в феврале 2009 года было потрачено на 36,1% больше, чем феврале 2008 г., то в марте 2009 г. разрыв сократился и составил 22%. Судя по еженедельной динамике, данные за апрель будут на уровне 15-18%. И это притом, что рост цен на продукты питания пока не замедлялся. Помимо очевидных внешних причин, таких, как сокращение совокупных доходов домохозяйств, рост обязательных расходов (оплата жилья, кредиты), есть еще одна тенденция, начавшаяся еще до кризиса. У "среднего класса" появилась мода на экономию. На многих интернет-ресурсах есть дискуссии, и даже разделы об экономии, где идет негласное соревнование – кто меньше потратит на продукты в месяц. "Я потратила на семью из 3 человек 5000 в марте". "А я – 5400, в следующем месяце планирую потратить 4800", – это цитаты из тематических разделов одного из крупнейших форумов для родителей. Любопытно, что острой нужды так урезать затраты на хозяйство, как правило, нет – уровень доходов этих семейств не настолько низок. Люди экономят для того, чтобы потом потратить это на предметы роскоши. Женщины тратят освободившиеся средства на косметику и одежду класса "люкс", мужчины – на часы, дорогую технику и кредиты на дорогие машины. Т.е. идет тенденция к изменению потребительского поведения – если раньше доминантой было питание, то теперь – потребление разнообразных статусных вещей. Нет, конечно, и раньше, даже в советские годы частенько сидели на хлебе и воде ради пары джинсов или новых духов, но это было эпизодически и характерно для молодых и не семейных, теперь же это стало проявляться в качестве постоянной модели семейного потребления. Матери семейств, раньше строго придерживавшиеся принципов здорового питания, с азартом обсуждают, как сделать пищу посытнее, чтобы 200 грамм мяса и килограмма картошки хватило на ужин всей семьи, а потом с тем же оживлением обсуждают покупку сапог "Балдинини". Мода на экономию стала причиной еще одной тенденции – оттоком части среднего класса из гипермаркетов и торговых сетей. Если раньше идея закупки на рынках или (о, ужас!) оптовых базах была поводом для шуток о "совковом прошлом", то теперь вполне гламурные дамы делятся координатами "ларьков с дешевым фермерским мясом" или адресами проезда к складам, где картошка стоит 10 рублей. Слабые возгласы о том, что мясо не внушает доверия с точки зрения санитарных норм, а происхождение картошки вообще неизвестно, наталкивается на иррациональный, а потому неоспоримый аргумент: "в гипермаркетах все мясо подкрашивают и замачивают в химикатах, а овощи покрывают антибиотиками". Явление дамы в костюме "Джуси Кутюр" на "Лексусе" на оптовый рынок или в "социальные" магазины уже перестало удивлять продавцов и бабушек-покупательниц. Появился еще один канал распространения товаров – организация оптовых закупок в Интернете. Некий организатор выходит на контакт с какой-либо оптовой компанией и начинает собирать заказы и деньги с участников разных форумов или блогов. Ареал покрытия закупок невероятно широк – от мороженой рыбы и сухофруктов до "копий" сумок "Прада" и кухонь. Самое любопытное, что на эти закупки в итоге тратится больше средств, чем на средний чек в магазине – более низкая стоимость провоцирует покупать больше. Агрессивная реклама низких цен на отдельные товары и постоянное повышение цен на остальные создаст обратный отток – бабушки переместятся с рынков в гипермаркеты, и будут покупать только низкомаржинальные товары, а средний класс будет с азартом осваивать закупки и оптовые базы. Если тенденция продолжится, то гипермаркеты могут потерять самую доходную группу клиентов. Не пора ли гипермаркетам что-то предпринять?