Фото: Wikipedia / The National Archives UK
Классическая книга британского социального психолога Стэнли Коэна (1947–2013) «Народные дьяволы и моральная паника. Создание модов и рокеров», появившаяся на языке оригинала почти полвека назад (1973), наконец добирается до русского читателя: перевод одного из важнейших социологических трудов XX столетия только что вышел в ИД Высшей школы экономики.
«Народные дьяволы» — отличный пример того, как частная общественная проблема в руках умелого социолога становится поводом для важных научных обобщений, сохраняющих ценность на протяжении десятков лет. Не так давно мы писали о совсем новой, еще не изданной книге, автор которой опирается на идеи Стэнли Коэна в своем анализе российского криминального (и, вероятно, вымышленного) «движения АУЕ» [признано экстремистским и запрещено на территории РФ].
Формально книга Коэна посвящена возникновению и соперничеству двух знаменитых английских молодежных субкультур — модов (mods) и рокеров (rockers), образовавших как бы два полюса «свингующего Лондона» 1960-х. Изысканные и стильные моды (кастомизированные мотороллеры, дорогие костюмы на заказ, амфетамины, современный джаз) и нарочито грубые рокеры (мощные мотоциклы, кожаный прикид, пиво, рок-н-ролл) постоянно конфликтовали, а в мае 1964-го в Брайтоне и других курортных городках неподалеку от Лондона между ними произошло несколько массовых потасовок, которые привлекли огромное внимание прессы.
В результате возникла «моральная паника» (термин, введенный Коэном): обе молодежные группировки — в общем, маргинальные и в целом безобидные — были объявлены «народными дьяволами» (то есть огромной, критической угрозой для общественных ценностей и интересов). По мнению Стэнли Коэна, опасность моральной паники приводит не только к дальнейшей маргинализации «очерняемых» групп, но и затрудняет рациональное обсуждение социальных проблем.
С любезного разрешения издательства публикуем небольшой отрывок из главы «Девиантность и массмедиа», в котором описывается роль СМИ в возникновении «моральной паники».