Президенты США и России Джозеф Байден и Владимир Путин

Президенты США и России Джозеф Байден и Владимир Путин

Фото: Guo Chen/XinHua/Global Look Press

С момента распада СССР и окончания Холодной войны прошло тридцать лет. Установленный тогда, главным образом, Соединенными Штатами, как единственной оставшейся сверхдержавой, мировой порядок отражал (и во многом продолжает отражать) интересы США и американское же видение мира, основанное на представлении о неоспоримых преимуществах демократической модели, которую олицетворяет Америка. Между тем история, вопреки некоторым ожиданиям, на этом не закончилась, а авторитарные режимы не стали массово превращаться в демократические, и, более того, некоторые из них в условиях нестабильности демонстрируют свои конкурентные преимущества.

Сегодня баланс сил в мире принципиально отличается от того, что был три десятилетия назад. И США, и Запад в целом существенно ослабели политически и экономически, в значительной степени утратив при этом и свою мягкую силу — образ «сияющего града на холме», возник новый гигант — Китай, поднимается Индия. Укрепилась и Россия, руководство которой считает, что действующий «старый» мировой порядок недостаточно учитывает ее интересы и новые реалии.

Выбрав удобный момент, Кремль в ультимативной форме публично потребовал от США и НАТО пересмотреть существующую систему отношений в свою пользу, подкрепив — для убедительности — свои требования серьезной военной силой, развернутой на границе с Украиной.

В чем заключается удобство момента для Кремля?