
Крупнейшая в Германии станция быстрой зарядки электромобилей (Камен, Северная Рейн-Вестфалия). Фото: Bernd Thissen/ dpa/ Global Look Press
По оценкам аналитиков, глобальный рынок электрокаров в настоящий момент составляет $287,36 млрд и будет расти почти на 25% ежегодно. Тенденция захватывает и Россию: в 2021 году у нас было продано 2254 электромобиля — в 3,1 раза больше, чем годом ранее.
О том, как развиваются глобальный и российский рынок электротранспорта и исчезнут ли машины с двигателем внутреннего сгорания, рассказывает разработчик электромобилей Олег Клявин. На его счету — участие в проекте разработки первого российского серийного электромобиля «Кама-1», доклад о развитии рынка электромобилей, который лег в основу Концепции по развитию производства и использования электрического автотранспорта в Российской Федерации, а также многолетний опыт работы в профильных зарубежных компаниях, в том числе в компании EDAG и в инжиниринговой штаб-квартире BMW (FIZ).
Еще недавно электромобили вызывали скепсис, особенно в России: морозы, негде заряжать — одно баловство. А затем потребители вдруг поверили в эту технологию, и рублем голосуют за новый вид транспорта, обеспечивая бурный рост рынка по всему миру.
Вот несколько фактов. Глобальный рынок в последние годы начал развиваться особенно быстрыми темпами. В 2020 году он составлял $246,7 млрд, а уже по итогам 2021 года стал оцениваться в $287,36 млрд. В течение дальнейших лет ожидается прирост 24,3% ежегодно, и к концу десятилетия он достигнет объема в $1,6 трлн. Каждый четвертый купленный автомобиль будет электрическим.
Во время пандемии многие рынки упали, и автомобильный в том числе: минус 18%. А вот продажи электромобилей продолжали расти без остановки, хотя и с некоторым замедлением (глобальный рост в 2020 году составил 5%).
Далее: рост рынка глобален, охватывает десятки стран и тысячи предприятий. Все крупнейшие мировые автоконцерны уже объявили о переходе на выпуск электротранспорта в ближайшие 10–20 лет. Например, General Motors планирует к 2025 году показать 30 новых электрокаров. Предполагается, что к этому моменту они будут занимать до 40% всего ассортимента компании и в это направление будет вложено $27 млрд.
Что интересно, лидерство среди стран захватил Китай: половина всех электромобилей продается и производится там. В 2021 году продажи электромобилей в стране взлетели за год на 154%: с 1,3 млн до 3,3 млн единиц. При этом средний рост продаж в мире составил «всего» 69%. Если динамика будет сохраняться, то к 2030 году в Китае на электромобили будет приходиться около 40% всех пассажирских авто, то есть 15 из 38 млн единиц.
Следующий факт. Климат электромобилям не помеха: по проценту от общего числа автомобилей в лидерах — Норвегия, чей климат не сильно мягче российского. В 2021 году на электрокары пришлось 65% (114,5 тыс. единиц) всех продаж автомобилей. Еще 22% составили гибриды — электрокары с ДВС (двигателем внутреннего сгорания). В 2022 году количество «чистых» электромобилей может вырасти до 80%. Причина в государственной политике страны: власти Норвегии планируют прекратить продажу автомобилей с ДВС уже к 2025 году. Кроме того, электромобили не облагаются транспортным налогом. За Норвегией по уровню продаж электрокаров следуют Ирландия, Швеция, Нидерланды и Финляндия — тоже совсем не южные страны.
Можно продолжать, но общий вывод прост: Россия просто не сможет остаться вне рынка электромобилей. И это — вторая причина обратить на него внимание: хочется максимально воспользоваться открывающимися возможностями.
Учитывая, что в нашей стране избыток мощностей по электричеству, это создаст новые возможности.... Правильно, для обогащения лиц, приближенных к императору.
Практически во всем согласен с автором, кроме оптимистичного взгляда на потенциал России занять заметную долю на этом формирующемся рынке.
EV не гаджет, это автомобиль по своим потребительским свойствам на голову превосходящий ICE. Просто для него нужна другая среда:) ему обязательно нужен дом, гараж или просто парковочное место с розеткой. Что само по себе прекрасно, так как для городской среды нет ничего отвратительнее заполонивших улицы и дворы бездомных машинок.
Если у электромобиля есть розетка, то никакая зима ему не страшна. Батарея заранее прогревается по таймеру или с приложения и расход практически не будет отличаться от летнего.
Другая проблема это косность традиционных автопроизводителей, которые никак не могут собраться с силами и пытаются конвертировать хорошие традиционные машины в странные и дорогие электрички. Но они вынуждены будут подтянуться.
Отсутствие сети настоящих быстрых зарядок, выдающих 350 кВт и более, делает дальние поездки подвигом. Но, при возможности заряжать батарейку на 80% за 20 минут преимущество ДВС по автономности хода испаряется.
Проблема утилизации батарей преувеличена. Во-первых, деградировавшие автомобильные батареи устанавливаются в промышленные и домашние системы хранения энергии. Во-вторых, уже разработаны и внедряются технологии утилизации позволяющие повторно использовать все ценные компоненты батарей.
В Норвегии безумные льготы для электромобилей. А электроэнергия там от множества ГЭС на фьордах. Подсчитали, что норгам выгоднее субсидировать электро, а сэкономленную нефть продавать в Европу. И при этом процент авто с ДВС в Норвегии в структуре парка - 83%. Так что мы еще посмотрим, что они там смогут запретить. Если политики субсидируют электро, почему же этим не воспользоваться. А так электро - тупиковая ветка. Прогресс определяет сбережение энергии и сырья, поэтому человечество перешло от дров к углю и газу, а от лошадей к ДВС. Авто с ДВС куда оптимальнее по сырью и энергии.
вы страну газафицируйте для начала потом о теслах думайте
Про отработанные аккумуляторы и их утилизацию автор умалчивает. А про пыль от колодок пишет обстоятельно.
А в чём проблема утилизации?
Никто не знает, что делать с отработанными аккумуляторами
Прямо вот так, никто-никто не знает, что даже ни у кого никаких идей нет?
У меня дома робот пылесос xiaomi за 16 т.р., управляемый через интернет. И я отчётливо понимаю что за такие деньги невозможно купить продукт российского производства. Нет объемов производства, нет рынка сбыта. К сожалению, большая протяженность дорог и неразвитость сети заправок не позволят в ближайшие годы сделать электрический транспорт конкурентоспособным топливному в России. Это в свою очередь отсрочит массовое производство электромобилей внутри страны. Предполагаю что будут госконтракты на коммерческий транспорт. Пока мы будем налаживать производство электрической Весты иностранные производители займут этот рынок. Не вижу мирового рынка потенциальных потребителей электрокаров российского производства. Думаю наш удел - сборка иностранных авто с ДВС и контрактная сборка пары-тройки китайских брендов электрокаров. Буду рад ошибаться. Говорят в Европе продаются кемперы на базе Лада гранта. Судя по ближе к Японии популярным электрокаров является несвежий Nissan leaf. Эти машины с правым рулём активно использует и европейская часть России. 2254 авто на страну с населением в 1/2 от США это даже не смешно, с 0 налогом, который кстати отменили с этого года. Видимо в помощь отечественным производителям электрокаров.
Не видел кемперовна базе Лада гранта.
Там штучное производство под заказ, увидеть можно на youtube а не на улице.
Аналогично. Один раз, за много лет, видел "Ниву", подивился.