По оценкам аналитиков, глобальный рынок электрокаров в настоящий момент составляет $287,36 млрд и будет расти почти на 25% ежегодно. Тенденция захватывает и Россию: в 2021 году у нас было продано 2254 электромобиля — в 3,1 раза больше, чем годом ранее.
О том, как развиваются глобальный и российский рынок электротранспорта и исчезнут ли машины с двигателем внутреннего сгорания, рассказывает разработчик электромобилей Олег Клявин. На его счету — участие в проекте разработки первого российского серийного электромобиля «Кама-1», доклад о развитии рынка электромобилей, который лег в основу Концепции по развитию производства и использования электрического автотранспорта в Российской Федерации, а также многолетний опыт работы в профильных зарубежных компаниях, в том числе в компании EDAG и в инжиниринговой штаб-квартире BMW (FIZ).
Еще недавно электромобили вызывали скепсис, особенно в России: морозы, негде заряжать — одно баловство. А затем потребители вдруг поверили в эту технологию, и рублем голосуют за новый вид транспорта, обеспечивая бурный рост рынка по всему миру.
Вот несколько фактов. Глобальный рынок в последние годы начал развиваться особенно быстрыми темпами. В 2020 году он составлял $246,7 млрд, а уже по итогам 2021 года стал оцениваться в $287,36 млрд. В течение дальнейших лет ожидается прирост 24,3% ежегодно, и к концу десятилетия он достигнет объема в $1,6 трлн. Каждый четвертый купленный автомобиль будет электрическим.
Во время пандемии многие рынки упали, и автомобильный в том числе: минус 18%. А вот продажи электромобилей продолжали расти без остановки, хотя и с некоторым замедлением (глобальный рост в 2020 году составил 5%).
Далее: рост рынка глобален, охватывает десятки стран и тысячи предприятий. Все крупнейшие мировые автоконцерны уже объявили о переходе на выпуск электротранспорта в ближайшие 10–20 лет. Например, General Motors планирует к 2025 году показать 30 новых электрокаров. Предполагается, что к этому моменту они будут занимать до 40% всего ассортимента компании и в это направление будет вложено $27 млрд.
Что интересно, лидерство среди стран захватил Китай: половина всех электромобилей продается и производится там. В 2021 году продажи электромобилей в стране взлетели за год на 154%: с 1,3 млн до 3,3 млн единиц. При этом средний рост продаж в мире составил «всего» 69%. Если динамика будет сохраняться, то к 2030 году в Китае на электромобили будет приходиться около 40% всех пассажирских авто, то есть 15 из 38 млн единиц.
Следующий факт. Климат электромобилям не помеха: по проценту от общего числа автомобилей в лидерах — Норвегия, чей климат не сильно мягче российского. В 2021 году на электрокары пришлось 65% (114,5 тыс. единиц) всех продаж автомобилей. Еще 22% составили гибриды — электрокары с ДВС (двигателем внутреннего сгорания). В 2022 году количество «чистых» электромобилей может вырасти до 80%. Причина в государственной политике страны: власти Норвегии планируют прекратить продажу автомобилей с ДВС уже к 2025 году. Кроме того, электромобили не облагаются транспортным налогом. За Норвегией по уровню продаж электрокаров следуют Ирландия, Швеция, Нидерланды и Финляндия — тоже совсем не южные страны.
Можно продолжать, но общий вывод прост: Россия просто не сможет остаться вне рынка электромобилей. И это — вторая причина обратить на него внимание: хочется максимально воспользоваться открывающимися возможностями.