Александр Петриков специально для «Кашина»
Интересная коллизия с фильмом «Навальный», который на этой неделе все-таки дошел до российских пиратских сайтов и вернул к жизни вечнозеленый спор о допустимости интеллектуального пиратства в некоторых особых случаях. В чем особость нынешнего случая, понятно — драма Навального не окончена, она остается одним из ключевых сюжетов актуальной российской политики, при этом Навальный и его сторонники выглядят и чувствуют себя на этом витке побежденными и разгромленными, испытывая, как все в таком положении, острейшую потребность в хоть каких-нибудь хороших новостях. И фильм от HBO (а HBO у нас любят и за «Чернобыль», и вообще) — ровно такая хорошая новость, которой им не хватало. Путин их раздавил, у Путина суды, ФСИН, ФСБ, пропаганда, роскомнадзор и вообще все, что только есть в России, но над чем Путин не властен — да вот буквально над мировой культурой, и в частности над этой сериальной супергеройской безумно красивой вселенной, в которой ему, Путину, навсегда теперь отведена роль опереточного злодея, намазывающего своему критику «новичок» на трусы, и сколько бы уголовных дел и иноагентских или экстремистских ярлыков он ни навешивал на каждого, кто на него смотрит не тем взглядом, сам он так и останется этим Путиным-отравителем из кино, а те, кому казалось, что нет больше никакого просвета в мрачной российской реальности, приободрились, вздохнули с надеждой и ждут премьеры.
И вот тут сбой. Ты вздохнул с надеждой, приободрился, улыбаешься, а российская реальность тебе и говорит — нет, дружище, для хороших новостей ты еще недостаточно настрадался, и удел твой, антипутинского пользователя социальных сетей, тот же, что и всегда — ругаться с другими такими же, строчить километры твитов, спорить, обижаться, проклинать, то есть, в общем, жить той же беспросветной виртуальной жизнью, которой ты и жил все эти годы. Пользователь вздыхает — да, видимо, не заслужил, — и погружается в пучину споров о копирайте.
И это в самом деле удивительный поворот сюжета, заставляющий вспомнить грубоватый анекдот про два металлических шара, попавших в руки недотепе. Судьба на блюдечке преподнесла навальнистам подарок, о каком можно было только мечтать, а они радостно ухнули его в пучину традиционных соцсетевых срачей, и вместо того, чтобы радоваться премьере и первому фестивальному успеху (а такого не было почти десять лет с тех пор, как спецприз на фестивале «Сандэнс» получила нашумевшая документалка про Pussy Riot, тоже, между прочим, вызвавшая тогда споры о копирайте, правда, не на стадии премьеры, а раньше, когда претенденты на владение эксклюзивными домашними видео спорили, кто именно имеет права на этот архив, и в газетах писали: «России досталась грязь и споры о деньгах, мировому общественному мнению — героическая составляющая»), спорят о том, этично ли смотреть пиратскую версию картины, если учесть, что легального проката в России, скорее всего, не будет.