Владимир Путин и Джо Байден во время беседы по видеосвязи. Фото: Mikhail Metzel / Kremlin / Global Look Press

Владимир Путин и Джо Байден во время беседы по видеосвязи. Фото: Mikhail Metzel / Kremlin / Global Look Press

«Если не знаете, что делать — не делайте ничего. Так вы избежите потерь на панике», — советует основатель телеграм-канала bitkogan, профессор ВШЭ Евгений Коган. В ситуации неопределенности лучше не суетиться, не пытаться выгадать и подстелить соломки. Подстилать соломку надо было раньше, когда дружный хор экономистов предупреждал о возможных рисках. Сейчас стоит глубоко вздохнуть и попытаться трезво посмотреть на ситуацию, наметив план А, Б и, возможно, В.

Итак, что произошло? Есть заявление со стороны американской администрации о том, что Россия может начать военную операцию против Украины 16 февраля. Или максимум до 20 февраля: во-первых, потому что к этому времени закончатся российские учения, организованные по всему периметру украинских границ; а во-вторых, потому что к этому времени начнется весенняя распутица, что помешает российским танкам совершить бросок на Киев. Обоснование дедлайна так себе — весна на Украине нынче ранняя и распутица уже присутствует, но заявления с российской стороны не выглядят полным отрицанием (а концентрация российских войск у границ Украины — тем более), а заявления западных лидеров — не выглядят шуткой.

Военные действия — вариант, который большинство экспертов считает наименее вероятным, но полностью не исключает никто. Главный герой саги «Дюна» учился правилу: «Пропускай страх сквозь себя». Попробуем поступить так же: начнем с рассмотрения самого худшего (и, повторюсь, наименее вероятного) варианта развития событий и последовательно рассмотрим менее экстремальные варианты, намечая план действий.