Президент РФ Владимир Путин во время учения сил стратегического сдерживания

Президент РФ Владимир Путин во время учения сил стратегического сдерживания

Фото: Kremlin.ru

С сожалением приходится констатировать: аналитики, предсказывавшие, что новый Карибский кризис не за горами, оказались правы. Кремль, посчитав, что за последние годы Запад ослабел (штурм Капитолия и позор вывода американских войск из Афганистана, разобщение из-за защиты прав меньшинств и т.д.), решил поменять в свою пользу расклад сил в Европе и мире. США и НАТО были предъявлены невыполнимые в принципе ультиматумы о нерасширении НАТО и возвращение инфраструктуры альянса за рубежи 1997 года. Главным средством давления, если не считать неконкретизированных «военно-технических мер», стала угроза развязывания широкомасштабной войны на территории Украины.

Запад, однако, на шантаж не поддался. В ответ на существенное наращивание российских вооруженных сил вблизи границ соседнего государства Вашингтон и Брюссель заявили о разработке невиданных санкционных мер, которые, по словам их авторов, способны принести огромный ущерб российской экономике в случае нападения. При этом было очевидно, что бесконечно держать войска в повышенной боеготовности невозможно.

На прошлой неделе, когда российское Минобороны сообщило о возвращении отдельных подразделений в места постоянной дислокации, создалось впечатление, что Кремль готов отступить. Оказалось, что это не так. В НАТО никакого отвода войск не зафиксировали и сочли заявления военной хитростью. То, что Кремль намерен начать следующий раунд борьбы нервов, стало ясно, когда, встречаясь с белорусским диктатором Лукашенко, Путин заявил о неизбежности западных санкций: «Санкции будут вводить в любом случае. Есть какой-то повод сегодня, допустим, связанный с событиями на Украине, или нет такого повода — он будет найден, потому что цель — в другом. Цель — затормозить развитие, в данном случае России и Белоруссии».

Следом были запущены в эфир заранее записанные обращения начальников самопровозглашенных республик к подведомственному населению. Они поведали, что их разведке удалось выяснить коварные украинские планы по широкомасштабному наступлению с целью уничтожения сепаратистских анклавов. Очевидно, Киев в приступе безумия решил наступать в ситуации, когда превосходящие российские силы остаются на границе. Главы сепаратистов объявили всеобщую мобилизацию для мужчин от 18 до 55 лет и эвакуацию женщин и детей в Россию.

Миссия ОБСЕ зафиксировала резкий рост количества нарушений договоренности о прекращении огня. Россия заявила, что несколько снарядов упали уже в Ростовской области. Налицо попытка искусственно создать гуманитарный кризис (общение с Лукашенко, видимо, не прошло даром). По одной из версий, демонстрация сорванных с мест проживания мирных жителей в палаточных лагерях должна дать Москве дополнительный аргумент в спорах с Западом о будущем Украины. По другой, специально создается предлог, чтобы объявить, что Россия не может далее терпеть «геноцид» (в терминологии Владимира Путина) и намерена прекратить его военным путем.

При этом масштабы и длительность подобной операции сегодня определить затруднительно. Белорусское военное ведомство уже заявило, что проверка войск будет продолжаться и после завершения маневров «Союзная решимость-2022». Из чего следует, что российские войска отведены не будут. На возможность интервенции намекает одновременное проведение заседаний Госдумы и Совета Федерации, которые могут дать главе государства право на ввод войск в Украину.