Владимир Путин на встрече со школьниками. Фото: Kremlin

Владимир Путин на встрече со школьниками. Фото: Kremlin

«Нравится, не нравится, терпи, моя красавица», — выпалил Путин на совместной пресс-конференции с президентом Франции Макроном, под «красавицей» имея в виду Украину. Скорее всего, эта цитата из матерной частушки про насилие над женщиной не была домашней заготовкой, а пришла ему на ум из глубин подсознания в процессе речи. Мы давно уже догадывались, что анализировать поведение президента России следует, опираясь не только на политологию, но и на психологию. Причем, чем дольше Путин остается президентом России, тем больше на его действия влияют его собственные внутренние проблемы.

DARVO Путина

В современной психологии есть термин DARVO (аббревиатура от английских слов deny, attack, reverse victim and offender — «отрицать, атаковать, менять местами жертву и обидчика»), которым обозначают типичную стратегию психологических злоупотреблений, применяемых абьюзером в отношении своей жертвы. Агрессор, как правило, отрицает, что насилие с его стороны когда-либо имело место, нападает на свою жертву за попытку привлечь его к ответственности и утверждает, что на самом деле это он является жертвой, обвиняя настоящую жертву в агрессии, так что пострадавший человек, пытающийся привлечь насильника к ответственности, сам вынужден защищаться и доказывать свою невиновность. Эта иезуитская стратегия обычно работает безотказно, и жертва, осмелившаяся заговорить и публично обвинить своего обидчика, часто оказывается опороченной, дезориентированной и предпочитает впредь молча терпеть дальнейшие издевательства над собой.

Слушая 21 февраля пространный спич Владимира Путина про Украину, я постоянно ловила себя на мысли, что он ведет себя как типичный домашний тиран, который «бьет и плакать не велит», и его высказывания и поступки полностью укладываются в стратегию DARVO. Судите сами.

Путин всегда отрицает свою вину, и даже если впоследствии признается в содеянном, то виноватым себя не считает и продолжает действовать в том же направлении и с такой же наглостью. Помните, как он упорно отрицал присутствие российских военнослужащих в Крыму в 2014 году? А потом признал, что они там были, но поставил этот факт себе в заслугу. Затем с тем же упорством отрицал их присутствие в Донбассе. Скоро, видимо, концепция снова изменится, и за боевые действия в Донбассе будут раздавать ордена и медали, как за «возвращение» Крыма 8 лет назад.

Путин все время выступает обвинителем Украины. В чем только не виноваты украинцы по его мнению. Вот, например, что он говорит об Украине до 2014 года: «…украинские власти предпочитали действовать так, чтобы в отношениях с Россией иметь все права и преимущества, но не нести при этом никаких обязательств. Вместо партнерства стало превалировать иждивенчество, которое со стороны киевских официальных властей подчас приобретало абсолютно бесцеремонный характер. Достаточно вспомнить перманентный шантаж в сфере энергетического транзита и банальное воровство газа. Добавлю, что в Киеве пытались использовать диалог с Россией как предлог для торга с Западом, шантажировали его сближением с Москвой, выбивая для себя преференции: мол, в противном случае будет расти российское влияние на Украину. При этом украинские власти изначально, хочу это подчеркнуть, именно с первых шагов стали строить свою государственность на отрицании всего, что нас объединяет, стремились исковеркать сознание, историческую память миллионов людей, целых поколений, живущих на Украине. Неудивительно, что украинское общество столкнулось с ростом крайнего национализма, который быстро приобрёл форму агрессивной русофобии и неонацизма».

Ну, а после майдана, в 2014 году, по мнению Путина, там наступил полный ужас: «Радикалы, захватившие власть, организовали преследование, настоящий террор в отношении тех, кто выступал против антиконституционных действий. Над политиками, журналистами, общественными деятелями издевались, их публично унижали. Украинские города захлестнула волна погромов и насилия, серия громких и безнаказанных убийств».

Путин все время позиционирует себя (и Россию, которую он персонифицирует) как пострадавшую сторону. И НАТО его обмануло, и Украина предала, и весь Запад не уважает и не хочет считаться с его «озабоченностями». А США вообще игнорируют его хотелки, да еще и шантажируют санкциями.

«А так называемый цивилизованный мир, единственными представителями которого самозванно объявили себя наши западные коллеги, предпочитает этого не замечать, как будто и нет всего этого ужаса, геноцида, которому подвергаются почти 4 миллиона человек, и только потому, что эти люди не согласились с поддержанным Западом переворотом на Украине в 2014 году, выступили против возведенного в ранг государственного движения в сторону пещерного и агрессивного национализма и неонацизма. И борются за свои элементарные права — жить на своей земле, говорить на своем языке, за сохранение своей культуры и традиций. Сколько эта трагедия может продолжаться? Сколько еще можно это терпеть? Россия сделала все для сохранения территориальной целостности Украины», — горестно вздыхая, негодовал Путин, зачитывая с суфлера свое обращение.