Президенты США и России Джозеф Байден и Владимир Путин

Президенты США и России Джозеф Байден и Владимир Путин

Фото: Guo Chen/XinHua/Global Look Press

Карательная военная операция — это рутина эпохи империализма. На рубеже XIX-XX веков слово «империализм» знал каждый пролетарий, которому правительство обещало обогащение посредством захвата чужих территорий и покорения других народов. Конечно, такая откровенно бандитская мотивация звучала не вполне прилично, поэтому в ход шли аргументы геополитические, возвышенные.

Геополитика и сегодня ещё практикуется, в частности, отечественными государственными умами. Последний манифест был выпущен Владиславом Сурковым в середине февраля и повествовал о «похабности» и «гнусности» того обстоятельства, что с Украиной и Западом у нас нет *****. Текст этот сугубо геополитический и в этом смысле даже избыточно откровенный. Ключевое слово содержится в последних строках — «скучно». Геополитика — не наука, и не практика, а послеобеденное развлечение высоких господ, уже изрядно подвыпивших и для обретения новой бодрости перешедших в кабинет к коньякам и сигарам, где в углу глобус, а на столе карта. На ней рисуются стрелки, в неё втыкаются булавки с флажками, в общем, решаются судьбы мира. Пагубные привычки усугубляют господские легкомыслие и безмозглость. Так устроили Первую мировую. Затем геополитика пошла в массы и случилась Вторая.

Это кажется невероятным, но самые кровопролитные войны в истории случились без какого-либо значимого повода — одна по барскому тупоумию, вторая — в результате разгула народных аффектов.