По количеству санкций — 6807 — Россия уже обошла вместе взятых Иран, Сирию и Кубу. Российским гражданам, предположительно связанным с президентом Путиным и поддерживающим «спецоперацию» на Украине, запрещено посещать западные страны. В Европе, США, Канаде и Австралии замораживают их банковские счета, арестовывают активы, включая особняки и виллы, яхты, самолеты и многое другое.
15 марта о новом санкционном списке объявил Лондон. В него вошли более 370 россиян, включая с полсотни олигархов и членов их семей, общая «стоимость» которых превышает $130 млрд. Санкции вводятся на основании нового Закона о борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, разрешающего автоматически вводить ограничения против тех, кто попал в «черный» список Евросоюза.
После двух недель боевых действий на Украине российские миллиардеры потеряли из-за санкций более $90 млрд. Конечно, они не ждут, когда их придут «раскулачивать», а пытаются спрятать и сохранить все, что нажито непосильным трудом.
В ночь на 4 марта итальянская полиция окружила в лигурийском порту Империя 65-метровую яхту Алексея Мордашова Lady M. 28 февраля Евросоюз включил стального магната в санкционный список и заморозил его немалые активы на территории объединенной Европы, включая 55-миллионную суперяхту с собственным бассейном и спа.
Естественно, Мордашов не ждал появления стражей порядка сложа руки. В последний день февраля он переписал пакет акций зарегистрированной в Лондоне золотодобывающей компании Nordgold стоимостью приблизительно $1,1 млрд на жену Марину, именем которой названа яхта, а пакет акций туроператора TUI AG стоимостью $1,7 млрд перевел из кипрской холдинговой компании в компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах.
Власти десятков стран на разных континентах охотятся за активами российской элиты в надежде заставить Владимира Путина остановить военную операцию на Украине и показывают на арестованные суперяхты российских миллиардеров, роскошную недвижимость и спортивные клубы, чтобы доказать, что они не бездействуют. Не бездействуют и российские миллиардеры из «черных» списков. Они передают контрольные пакеты акций в компаниях родным и близким и уходят в отставку из правлений и советов директоров, тем самым формально отказываясь от контроля над компаниями и выводя их из-под санкций.