Издательство «Альпина нон-фикшн» выпускает новую книгу генетика и популяризатора науки Кэт Арни «Мятежная клетка. Рак, эволюция и новая наука о жизни». В ней она, опираясь на данные новейших исследований, доказывает теорию о том, что рак — не столько внешний захватчик, сколько своеобразный «двойной агент», результат тех же эволюционных изменений, которые позволили человечеству процветать. А также объясняет, почему наши представления о раке по большей части ошибочны.

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент, посвященный интригующей адаптивной теории лечения заболевания.

От молекул к математике

На четвертом этаже невзрачного академического здания Онкологического центра имени Моффитта в Тампе, штат Флорида, Роберт Гейтенби и его коллеги испытывают новое оружие войны — математику.

Клинический радиолог по образованию, глубоко интересующийся математикой, Гейтенби объединил вокруг себя пеструю группу экспериментальных биологов, математиков, специалистов по анализу данных, физиков и клиницистов. Трудность в том, чтобы найти способ, позволяющий им всем говорить на одном языке. Большая часть этажа — открытое офисное пространство, специально разработанное для стимулирования междисциплинарного взаимодействия. Здесь имеется также и центральный «коллабораториум» — большая комната, предназначенная для неформальных и спонтанных дискуссий, заполненная, по настоянию математических традиционалистов в команде, грифельными досками. Есть и маркерная доска — для тех, кто не хочет пачкаться мелом, а также компьютерный проектор для нематематиков, которые предпочитают презентации в PowerPoint уравнениям и формулам.

Необходимость принципиально иного подхода к раку Гейтенби впервые осознал после того, как прочитал статью о капустной моли — прожорливом вредителе сельскохозяйственных культур, преследующем фермеров более столетия, который теперь приобрел резистентность практически ко всем пестицидам, имеющимся на рынке. Он сразу понял, что произошедшее с молью было ровно тем же, что случилось с раком: устойчивость к терапии эволюционировала до такой степени, что распространилась повсеместно.