Автор фото неизвестен
После получения известий о гибели крейсера «Москва» русскоязычный твиттер и фейсбук охватило массовое злорадство. К русскоязычным украинцам присоединились многие недовольные войной россияне. Не стали сдерживать эмоции даже некоторые российские оппозиционеры.
Эти эмоции отчасти можно понять. Псевдопатриотическая спесь кремлевских пропагандистов и их добровольных помощников и раньше вызывала по меньшей мере недоумение, а с началом операции стала поистине тошнотворной. Все новые сообщения о преступлениях наших военных в Украине не могут не вызывать чувств, подобных известным набоковским строкам «Отвяжись, я тебя умоляю». С армией, которая грабит, убивает гражданских лиц и садистски насилует женщин, не хочется иметь ничего общего. На этой эмоциональной волне ее поражение действительно можно воспринимать как справедливое возмездие.
И тем не менее, я считаю, что публичное выражение радости о потерях российской армии для любого человека, претендующего в России на политическое влияние — неразумно.
Прежде всего, радоваться насильственной смерти в принципе аморально. Для этого даже не обязательно исходить из христианского представления о том, что покаяние доступно любому грешнику, пока он жив (а смерть эту возможность обрывает). С точки зрения современной европейской этики смертная казнь — неприемлема, в том числе по той причине, что и самый закоренелый преступник способен исправиться. Разумеется, выбор морали — личное дело каждого. Но от тех российских публичных лиц, кто заявляет о своей приверженности правам человека и другим европейским ценностям, слышать одобрение убийства — по меньшей мере непоследовательно.