Микола Лебедев
В Праге прошел благотворительной концерт Монеточки и Noize МС. Российские исполнители вышли на сцену в рамках европейского тура «Голоса мира». Все вырученные деньги будут перечислены фонду Fundacia Siepomaga, который помогает украинским беженцам. Артисты открыто выступают против войны в Украине, называя ее «чудовищной и бесчестной». По их словам, они считают своим долгом не только открыто заявлять о своем несогласии, но и помогать тем, чью жизнь перечеркнула война.
Выступления музыкантов уже состоялись в Риге, Вильнюсе и Варшаве. Следующие концерты пройдут в Берлине, Таллине, Хельсинки, Стокгольме и Осло. На концерт в Праге было продано 700 билетов. Выручка от их продажи составила более 25 тысяч евро. Во время трансляции выступления в интернете собрали еще 8,5 тысяч евро. Журналистка Фарида Курбангалеева описала, что происходило на концерте, и поговорила с Монеточкой и Noize MC о войне, русской культуре и миссии артистов.
На неширокой пражской улице Кубеликова необычно многолюдно. Дело в очереди, которая тянется в камерный зал Palac Akropolis. Зрители собрались у входа уже за пару часов до начала концерта. А сами билеты были раскуплены спустя два часа после старта продаж. Это стало неожиданностью даже для опытных продюсеров.
«Я удивился и даже испугался за своего зрителя, — говорит организатор концерта Гоша Рамишвили, — настолько, что в сторис писал: "Ребята, уже 60 процентов билетов ушло, так что давайте, поторопитесь". Потому что это очень горько для меня, когда кто-то из преданных поклонников не попадает на концерт. И я, к сожалению, получил сотни таких сообщений. Но более вместительную площадку для этого важного мероприятия нам найти, к сожалению, не удалось».
Ажиотаж понятен. В Праге большая русскоязычная диаспора, в которую входят и украинцы, и россияне. На концерт пришли и те, и другие. Причем иногда в смешанных компаниях: Влад и Григорий — из Донецка, Дарья — из Уфы. Дружат давно. В первые дни войны испытали «шок, страх и оцепенение». Говорят, что старались «куда-то вместе выбираться, чтобы разговаривать и не оставаться поодиночке».
«Нойза очень любим, — говорит Григорий, — это один из голосов моего поколения. Его идеи резонируют с моими. До войны его в Донецке много слушали, сейчас — сложно сказать. За Украину очень переживаю, я в этой стране родился, эта страна меня воспитала, такое насилие просто недопустимо».
Дарья солидарна с товарищем: «Нойза слушаю с самого детства. Его правильные мысли, вложенные когда-то в мою голову, научили меня трезво оценивать ситуацию. То, что сейчас происходит, очень больно. Мы хотим поддержать Украину хотя бы тем, что мы здесь».
Микола Лебедев
Влад признается, что ему приятно видеть русских, которые пришли концерт: «Хочется пообщаться с адекватными людьми, которые высказываются против войны. Конечно, радует, что есть русские, которые не идут за своим "лидером" как овцы за пастухом».
Пока зрители собираются в зале, на большом экране над сценой крутят телевизионную версию балета «Лебединое озеро». Аудитория пьет пиво и посмеивается, безошибочно считывая намек. Артисты завершают приготовления за кулисами: Иван настраивает гитару, Лиза носит на руках собачку Кнопочку, которая сопровождает ее весь концертный тур. Когда Лизы нет рядом, Кнопочка волнуется.
Еще немного и певица выпархивает на сцену в воздушном светлом платье, похожая на фею с картин Боттичелли. Ангельский голос заводит «Гори, гори, моя страна» — манифест против тотального контроля над жизнью гражданина.
Я на фольгу меняю ткань,
На «вебку» клею пластырь.
Куда ни плюнь, куда ни глянь —
Сплошное государство
Небольшой, почти домашний зал мгновенно прогревается и дружно подпевает.
Микола Лебедев
После нескольких хитов гитарист сообщает, что у инструмента порвалась струна. Монеточка говорит, что это хороший знак и интересуется у зрителей: «Вы знаете какую-нибудь кричалку, чтобы все быстрее наладилась?» Через секунду сотни человек скандируют: «Нет вой-не! Нет вой-не!» Певица усаживается за синтезатор и все так же нежно выдает солидную порцию злой иронии:
Спасибо деду за победу,
Спасибо церкви за вино,
Спасибо Джареду за лето,
Спасибо стрункам за минор.
Зал хохочет. Видно, что поклонники в первых рядах знают любимые песни наизусть. Но если присмотреться, в толпе можно увидеть людей, которые внимательно вслушиваются в каждое слово. В контексте бомбежек и обстрелов даже гламурный блюз «Ты продаешься» наполняется антивоенным нонконформистским смыслом. А лозунг «Нет войне» раздается почти после каждой песни.
Когда на сцену выходит Noize МС, эмоциональный накал усиливается. Артисты символически передают друг другу слово, вместе исполняя песню «Люди с автоматами». При этом они изображают ведущего и корреспондента телеканала «РОССИЯ 24», логотип которого красуется в уголке плазмы над сценой. Монеточка позже призналась, что это было удачное творческое и техническое решение для того, чтобы объединить два сета. По ее мнению, песня оказалась пророческой.
Злобные агрессоры хотят войны,
У границ наших силы тайком собрав.
Но люди с автоматами хранят мой мир,
Люди с автоматами хотят добра
Сольную часть концерта Noize МС начинает с песни «Иордан», которую он посвящает памяти питерской исполнительницы, солистки группы Atlantida Project Саши Соколовой, умершей от рака в 2015 году. Незадолго до этого они вместе выпустили на эту песню видеоклип, главная тема которого — мир на Земле. Когда над залом несется «Ледники растают — восполнится Иордан» — зрители поднимают плакаты с названиями антивоенных песен Noize МС. При этом висящая на бельэтаже растяжка «Миру — мир» присутствовала и на предыдущем концерте певца в Праге в 2019 году.
Микола Лебедев
Перед исполнением песни «Почитай старших» Noize МС говорит, что посвящает ее русской культуре, которая, по его мнению, была и остается великой. Зал отвечает овацией.
Но уже спустя песню исполнитель ставит условие: для того, чтобы россияне могли говорить о Пушкине, Чайковском и Гагарине, нужно осознать, в какой страшной точке оказалась Россия.
Этими словами он предваряет новую песню «Аусвайс» о коллективной вине за войну в Украине.
Певец написал ее несколько дней назад перед выступлением в Варшаве. Говорил, что не мог держать ее в себе, потому что «есть песни, которые вылезают, словно тебя тошнит». Со сцены в Праге он продолжил свою мысль: «Это песня не о том, что ты виноват и теперь можно ничего не делать. Нет, это песня о том, что у тебя одна нога, но нужно как-то идти дальше».
В бомбоубежище ребенок издает последний писк
Ты все обдумал, взвесил факторы и не пошел на риск
Сытую жопу на теплом диване убаюкивает ложь
Ты должен много — больше, чем когда-нибудь вернешь.
Исполнитель отрабатывает свою часть концерта один, аккомпанируя себе то на гитаре, то на клавишных. Зрители узнают песни с первых же наигрышей, громко крича «Все как у людей» или «Круши, ломай, тряси башкою пустой». Особая смысловая точка концерта — композиция «Вуду», которую Noize МС поет на украинском языке. По его словам, это песня о стравливании, оболванивании и разрыве отношений. Когда чей-то одинокий голос бросает в тишине «Слава Украине!», зал мгновенно реагирует ревом «Героям слава!»
Микола Лебедев
В конце выступления Noize МС объявляет, что сейчас на сцену выйдет гораздо более талантливый пианист, чем он сам. Под аплодисменты рядом с ним снова оказывается Монеточка. Заключительная песня в совместном исполнении звучит как робкая надежда. Надежда не на то, что все может быть как прежде. А на то, что еще можно что-то поправить.
Я все исправлю, починю и налажу,
Если снег новогодний
На прошлогодние грабли не ляжет
Так, что я не замечу
До боли знакомых зубцов под подошвой,
Если следующий год, как всегда,
Снова вдруг не окажется прошлым.
После концерта артисты поговорили с корреспондентом Republic.
— Вы начинали свой тур в начале апреля, сейчас уже конец месяца, и за это время очень много произошло плохого: Буча, Ирпень, Мариуполь, только что обстреляли Одессу, там погиб трехмесячный ребёнок. В вас самих что-то изменилось? Вам тяжелее играть концерты?
Нойз: Да, конечно. Я бы описал свое состояние как постоянные «качели». То выныриваешь ненадолго изо всех этих мрачных размышлений, то опять погружаешься туда. В целом я ощущаю, что стал наращивать какой-то внутренний резерв, чтобы, несмотря на эти тяжелые эмоции, все равно делать то, что должен. После Бучи я вообще не мог собрать себя несколько дней. Казалось, что все бессмысленно абсолютно. Как жить после этого было непонятно. И полностью это меня не отпустило, конечно. Но у нас все равно есть обязательства перед нашими близкими, нашими друзьями, нашими слушателями. И мы их будем выполнять.
Монеточка: Мне стало гораздо сложнее бесконечно искать подход, искать слова, смягчаться. Я раньше считала своим долгом, своей миссией говорить с людьми, которых я максимально не понимаю, попытаться их понять, услышать. Теперь мне это делать все сложнее. Вообще сложнее говорить стало, если честно. Я в этом часто не вижу никакого смысла. Например, на концертах, стоя перед людьми, которые приехали из Украины, я просто не знаю, что я могу им сказать. Поэтому я особо ничего не говорю между песнями. Появилась эта давящая плита сверху.
— Иван, вы говорили, что с началом войны не могли ничего писать, но песню «Аусвайс», в которой вы поете о коллективной вине россиян, все-таки сочинили.
Нойз: Эта песня написала себя самостоятельно. Сама по себе. Она использовала меня как инструмент. Не я ее.
— Можно ли надеяться, что ваши песни еще будут использовать вас как инструменты?
Нойз: Я надеюсь, что это не прекратится. Песня «Аусвайс» очень тяжелая и, на мой взгляд, очень важная, но она не дает инструкцию по выживанию. А я думаю, что сейчас очень важно получить именно ее — инструкцию по выживанию. Такую вещь я пока что не сформулировал, но очень надеюсь, что это у меня получится.
Монеточка: Мне пишется, пишется. В общем, я просто перевариваю все, что происходит, все, что получаю. Я не знаю почему, но сейчас у меня действительно какая-то очень сильная потребность в этом. Постоянно читать комментарий, постоянно читать, что пишут люди в директе, допустим. Бывают какие-то огромные письма, и я понимаю, что, может быть, нет никакого смысла в том, что я в них погружусь. Это все тяжело переваривать, но я ничего не могу с собой поделать.
Песня всегда помогает. Стараюсь искать какой-то выход, предлагать людям вокруг помощь. Вот мне жаловалась недавно моя подружка, она работает учительницей. Ее очень сильно ругал педсовет за то, что она подписала петицию «Учителя против войны». Она даже не перепостила это, просто оставила свою подпись на сайте. Ей устроили педсовет с директором и со всем преподавательским составом.
Она мне говорит: «Лизочка, ты мне говоришь, что нужно быть смелыми. А расскажи мне просто, что мне делать? Я просто не знаю, что мне еще делать, если я даже не могу в интернете [письмо] подписать?» Пока что и мне очень сложно. Очень сложно брать на себя ответственность за других. Я стараюсь найти ответ на этот вопрос. Что ей делать, например? В песнях тоже пытаюсь найти ответ на этот вопрос.
— То есть новые песни будут?
Монеточка: Да, конечно будут, а куда деваться? Я не знаю, как и кем это будет воспринято, но я пишу. Пишу как всегда, потому что так работает мой мозг.
— Иван, я немного замерла во время концерта, когда вы сказали про великую русскую культуру. Вам не страшно это говорить сейчас?
Нойз: Нет, не страшно, я буду продолжать это говорить. Люди, которые в состоянии понять высказывание и прочувствовать его контекст — это те люди, с которыми я буду продолжать вести диалог. Многие люди могут от этого диалога отказаться, это их выбор. И, к счастью, я никого не в состоянии заставить согласиться с собой.
— На концерте в Украине вы смогли это сказать тоже?
Нойз: Я и говорил об этом на своих концертах в Украине.
— Я имею в виду уже после войны.
Нойз: Я думаю, мне придется говорить об этом. Об этом придется говорить всерьез в очень тяжелых обстоятельствах. И в будущем тоже. Я это воспринимаю как вообще какую-то нашу миссию. Да, мы думаем и говорим на русском языке, мы — представители русской культуры. В нынешних обстоятельствах это трудная миссия, но от этого только более важная.
Монеточка: Конечно, очень много негатива, потому что наша позиция очень уязвимая со всех сторон. Но мы понимаем, что в этом тоже есть часть нашей миссии. Открыться этому негативу и не передать его, может быть, куда-то дальше. Знаете, как у Толстого, которого я никогда особо не любила, но теперь сразу вспомнились все его тезисы про непротивление злу насилием. О том, что власть плюнула в военных, военные плюнули в мирных жителей, потом люди в этом горе плюют в тебя. В общем-то они, конечно, имеют на это право, их чувства справедливы. Но часть этой миссии вообще, чтобы самой этот мячик никому не передать. Пусть он остановится на нас.
— А негатива в ваш адрес вообще много?
Монеточка: Ну, с этим мы иногда сталкиваемся. Но больше, конечно, поддержки от людей, которые знают, чем мы занимаемся. Я заметила, что в открытом доступе бывает много негатива, а потом, знаете, какая-нибудь бабушкина или мамина подружка, или даже посторонние люди передают небольшое письмо: «Лиза, тебе просили передать, что вы такие молодцы, нам так нравится, что вы делаете». Не все могут открыто это выразить. Я боюсь даже предположить, о чем говорит такая тенденция, но поддержки тоже действительно очень много. И она такая осмысленная, откуда я часто ее вообще не ждала. Знаете, столько много добра и положительной реакции я никогда не получала.
— Вы уже почти месяц в совместном туре. У вас конфликты не возникают?
Монеточка: Да нет, такие ситуации разъединяют тех, кто был слегка не согласен друг с другом и, наоборот, сплачивают тех, кто солидарен с простой мыслью о том, что война — это ужас. Это действительно очень сближает, потому что вокруг нас нет никаких других соплеменников. Мы одни из немногих людей, которые друг у друга остались в этой борьбе.
— Вы собираетесь возвращаться в Россию после окончания тура?
Нойз: Мы пока не будем возвращаться в Россию.
Монеточка: Очень сложно загадывать наперед, что-то планировать. Пока таких планов нет. Мы точно скучаем по дому, точно скучаем по людям.
И изо всех сил приближаем тот момент, когда мы сможем вернуться домой.