Kremlin Pool/ Global Look Press
В Объединенных Арабских Эмиратах — федеративном государстве на западном побережье Персидского залива, состоящем из семи эмиратов, — на прошлой неделе был объявлен 40-дневный траур по случаю кончины жизни шейха Халифы бен Заида Аль Нахайяна. ОАЭ — абсолютная монархия, но во главе государства стоит президент — эмир Абу-Даби, крупнейшего из семи эмиратов (правительство возглавляет эмир Дубая). Шейх Халифа, умерший 13 мая на 73-м году жизни, формально руководил родным эмиратом и ОАЭ последние 18 лет. Но реально страной управлял наследный принц Абу-Даби — шейх Мухаммед бен Заид бен Султан Аль Нахайян.
Уже на следующий день после смерти президента Федеральный национальный совет (парламент) утвердил на освободившуюся должность 61-летнего принца. Новый правитель, которого на западный манер часто называют «МБЗ» по первым буквам имени, поблагодарил законодателей за оказанное ему «драгоценное доверие».
Маленькая Спарта
«Мы поздравили его и выразили ему преданность как нашу лично, — написал в Twitter после единодушного голосования шейх Мухаммед ибн Рашид Аль Мактум, правитель эмирата Дубай, — так и наших народов. Он поведет нашу страну к славе и чести во славу Бога».
Фактическая власть в ОАЭ начала постепенно переходить к МБЗ по мере ухудшения здоровья его сводного брата шейха Халифы, особенно после его инсульта в январе 2014 года. Под фактическим руководством шейха Мухаммеда Эмираты отправили человека в космос и зонд на Марс, построили первый атомный реактор. Именно он превратил некогда крошечную слабую армию ОАЭ в одну из самых грозных, современных и эффективных не только в Персидском заливе, но и на всем Ближнем Востоке. В сочетании с огромными запасами нефти и заслуженным статусом финансового и делового хаба региона мощные вооруженные силы еще больше повышают и без того солидный вес ОАЭ на международной арене.
Эмиратская армия пользуется уважением в регионе и за его пределами вполне заслуженно. Знающие люди утверждают, что какими ни есть успехами в войне в Йемене коалиция во главе с Саудовской Аравией (КСА) на 95–100% обязана ВС ОАЭ. Не случайно бывший министр обороны США Джеймс Мэттис назвал Эмираты за немногочисленную, но сильную и отлично вооруженную армию «Маленькой Спартой».
МБЗ немало дал эмиратской молодежи, например, бесплатное жилье, образование и здравоохранение, но и кое-что потребовал взамен. Летом 2014 г. шейх Халифа подписал по его совету закон о всеобщей воинской службе. Девушкам Мухаммед разрешил служить в армии добровольно, но именно на них он решил испробовать эффективность военной подготовки в тренировочных лагерях. Причем первыми выпускницами этих лагерей стали его дочери и многочисленные племянницы.
Вскоре после введения всеобщей воинской повинности шейх Мухаммед собрал несколько сотен молодых людей, не явившихся на призывные пункты, и целый час рассказывал, как его отец строил страну и что с таким несознательным подрастающим поколением тому едва бы это удалось. Прочитав лекцию, он отправил «уклонистов» на месяц в тюрьму.
В негласном соревновании за право считаться самым влиятельным правителем арабского мира шейх Мухаммед успешно конкурирует с наследным принцем КСА и своим союзником Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом. Аббревиатуры их имен отличаются лишь последней буквой: МБЗ и МБС соответственно.
В 2019 г. New York Times назвала Мухаммеда Аль Нахайяна самым влиятельным человеком в арабском мире, а журнал Time в том же году включил его в список 100 наиболее влиятельных людей планеты.
«Мухаммед бен Заид определил вектор развития не только для ОАЭ, но и показал, в каком направлении следует двигаться всему Персидскому заливу», — считает Кристин Диван из Института арабских государств Залива в Вашингтоне.
Global Look Press