В 2017 году режиссер Алексей Красовский получил премию «Ника» в номинации «Открытие года» за фильм «Коллектор» с Константином Хабенским в единственной и главной роли. А в прошлом году передал свою награду Фонду по борьбе с коррупцией (который российское государство считает экстремистской организацией) за расследование «Дворец для Путина». К этому времени Красовский уже успел взбесить охранителей фильмом «Праздник» — комедией положений, действие которой происходит в блокадном Ленинграде. Оба фильма были сняты, разумеется, без государственного финансирования: Красовский известен как принципиальный сторонник независимого кинопроизводства. Поговорили с ним о том, возможно ли продолжать эту линию в вынужденной эмиграции после российского вторжения в Украину.
— В России вы несколько раз собирали средства на съемку фильмов с помощью краудфандинга. Возможно ли такое сейчас, когда люди беднеют и радикально изменился фокус общественного внимания?
— Это было невозможно уже в том мире и с теми препятствиями, которые были тогда, а уж теперь и подавно. И деньги, которые мы собирали при помощи краудфандинга, позволяли лишь частично оплачивать картину, примерно десятую ее часть. Чтобы снимать кино регулярно, не говоря о том, чтобы просто как-то существовать, нужно было искать альтернативные источники. Но это проблема не только с независимым кинематографом, она остра и для DIY-музыкантов, и для научно-исследовательских организаций.
— Как раньше выживал независимый кинематограф, с помощью чего он держался на плаву?
— В случае «Коллектора», съемки которого обошлись в 3,5 миллиона рублей, это были деньги, с которыми инвестор мог позволить себе «поиграться», вложить в кино, не боясь потерять (в данном случае мы их, конечно же, вернули). С «Коллектором» мы окупились в кинотеатрах и продолжили зарабатывать, продавая его на ТВ и онлайн-платформах. Но с тех пор ситуация обострилась.
Квартирный вопрос испортил москвичей, а вопрос финансирования капиталистами или государства идей - творческих людей.
Надеюсь, у нас будет колонка про это тоже скоро
Да, богатых меценатов нынче стало существенно меньше, по крайней мере, создаётся такое ощущение.
.
А вкладывающиеся в кино, как в бизнес - не будут стоять в стороне от окупаемости и прибыли.
.
Остаётся один надёжный вариант - поднимать одновременно и культурный и материальный оборот в природе, что в реальности вполне осуществимо, но долго и требует планомерной последовательной работы.
Полностью согласен. В принципе это суть жизни человека. Очень удачно сформулировали.