Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» и издательство Common Place выпустили в своем роде уникальное исследование под названием «Этнография туфты. Кто и как пишет заказные работы в России» (оффлайн его можно приобрести в московском магазине «Фаланстер»).

Его авторы, Александр Давыдов и Павел Абрамов, по мере возможности беспристрастно рассказывают, как организовано написание научных работ — курсовых, дипломных, а также диссертаций. Сфера скриптуры (или академического гострайтинга) знакома им не понаслышке: будучи профессиональными скрипторами, они опросили коллег, заказчиков и преподавателей вузов, чтобы нарисовать не слишком радостную картину деградации российской системы высшего образования. Впрочем, вопросы об этичности своей деятельности авторы не задают, а некоторые читатели даже могут почерпнуть из книги много полезного, в том числе, советы по организации и планированию написания научных работ.

С любезного разрешения правообладателей печатаем главу «Скрипторы и вузы».

Отношения между скриптором и вузом похожи на несчастливый брак: это неприязнь, доходящая до ненависти, и обреченность на сосуществование. Вуз дает скриптору «хлеб», но его нелегко, а подчас и неприятно добывать. При этом вуз тоже кое-что получает от скриптора — об этом мы поговорим чуть ниже.