Лен Блаватник

Лен Блаватник

www.accessindustries.com

Лен (Леонард) Блаватник за два десятилетия деятельности в России извлек из ее недр богатств более чем на $14 млрд — значительно больше остальных частных иностранных инвесторов.

«Он заработал почти все свои деньги здесь (в России), а за границей только инвестировал, — объяснил путь Блаватника к клубу миллиардеров его университетский товарищ и партнер по бизнесу Виктор Вексельберг. — Не думаю, что он заработал много денег за пределами России. Все свои деньги он заработал в России вместе со мной».

Эти слова Вексельберг произнес в 2017 году в Лондоне на праздновании двух шестидесятилетних юбилеев — своего и Блаватника. В следующем году против Вексельберга и еще одного давнего партнера Блаватника — Олега Дерипаски — американцы ввели санкции. Российским миллиардерам закрыли доступ к мировой финансовой системе, они стали париями на Западе. А вот Блаватника ждала иная судьба — через несколько дней после того самого юбилея и всего через семь лет после получения британского гражданства королева Елизавета II произвела его в рыцари за активное участие в благотворительности. У сэра Леонарда есть и высшая французская награда — орден Почетного легиона.

Сейчас все повторилось: Виктор Вексельберг и Олег Дерипаска после 24 февраля вновь попали в очередные санкционные списки за связи с Кремлем и поддержку Путина, причем география санкций расширилась и на Европу, а Лен Блаватник вновь вышел сухим из воды. Да, он встречался с Путиным, признают его представители, но последняя такая встреча состоялась в далеком 2000 году.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Через три c лишним месяца после начала войны в Украине представляется, что, возможно, главным среди многочисленных талантов Леонида Блаватника, ставшего Леонардом (Леном) после переезда в США, оказалось умение превратить заработанные в России миллиарды в билет в высший свет Соединенного Королевства и американскую элиту. Без видимых усилий ему также удалось избежать печальной судьбы многих своих бывших партнеров и друзей по деятельности в России.

Составляющих у этого редкого таланта немало. Это, например, тщательный контроль над имиджем и репутацией. Мало кто на Западе знает об «алюминиевых» войнах в России в девяностые годы XX века, из которых Блаватнику с партнерами посчастливилось выйти победителями, а также о судебных баталиях за контроль над третьей по объемам добычи нефтяной компанией России — о яростной и опасной борьбе за те активы, которые принесли ему первоначальный капитал.

В биографии Блаватника, размещенной на сайте его главной компании Access Industries, нет ни слова ни о том, как он занимался бизнесом в России, ни об оставшихся у него в России активах. Справедливости ради следует сказать, что их крайне мало.