Стоило России покинуть Совет Европы, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) разродился серией долгожданных решений. Почти полторы тысячи Свидетелей Иеговы (организация признана в России экстремистской и запрещена. — Republic), жестко преследуемые властями последние пять лет, получили огромное решение о нарушении права на свободу вероисповедания и 63 миллиона евро компенсации за обыски, задержания, тюремные сроки и прочие ниспосланные им испытания.
73 общественные организации, включая ведущие правозащитные и экологические, признанные иностранными агентами за 10 лет существования одноименного закона, тоже дождались решения уже после исключения России из Совета Европы. Присужденные им 1,4 млн евро компенсации тоже повисают между Страсбургом и Москвой, спешно принявшей целый закон об отказе от исполнения решений ЕСПЧ.
26-летний брак между Советом Европы и Российской Федерацией начался 28 февраля 1996 года и завершился разводом 16 марта 2022 года. У сторон был медовый месяц, долгий период притирки, затем многочисленные скандалы, отлучение России от дома и, наконец, изгнание с битьем посуды и хлопаньем дверями. Надо сказать, что отношения эти были абьюзивные и манипулятивные, причем с обеих сторон. Страдали всю дорогу, как всегда, иждивенцы, то есть заявители, чьи базовые права и без того были нарушены властями.
Медовый месяц начался еще до вхождения России в семью Совета Европы при Борисе Ельцине. Требования из 25 пунктов, сформулированные Парламентской ассамблеей Совета Европы в январе 1996 года как условия вступления в организацию, во многом оказались неисполненными. Полная отмена смертной казни, вывод войск из Приднестровья, снятие запрета на выезд всех госслужащих за границу так и остались обещаниями на бумаге. Требование «разрешать международные споры исключительно мирными средствами» и вовсе выглядит теперь издевательски.