Aleksandr Gusev / Keystone Press Agency
За последнюю неделю украинские войска отчитались о десятках успешных ударов по складам с российскими боеприпасами. Это стало возможным благодаря использованию реактивных систем залпового огня HIMARS, которые поступили на вооружение украинской армии. В Киеве даже заявили, что американские установки «радикально изменили правила игры на поле боя». Фарида Курбангалеева поговорила с бывшим главным командующим сухопутных войск Латвии Игорем Раевым, чтобы выяснить, могут ли HIMARS переломить ход войны, как будут развиваться военные действия на востоке и юге Украины, чем опасна скрытая российская мобилизация и с какой целью наносятся удары по украинским городам.
— Начну с последнего удара крылатой ракетой «Калибр» по Виннице, где погибли несколько десятков человек. Многие сочли это местью России за использование украинцами РСЗО HIMARS. Косвенно об этом говорит и пост официального представителя российского МИДа Захаровой.
— Если это так, то они конченые идиоты. Можете так и написать.
— А удар крылатой ракетой по городу — это вообще допустимо?
— Если там есть военный объект — это нормально, и с этим надо считаться. Грубо говоря, если вы поставили в детский сад пулемет, значит, вы сами виноваты. Но Дом офицеров в Виннице, по которому был нанесен удар, — это не военный объект, а концертная площадка. Так же, как и военный музей — это тоже не военный объект.
— Обстрелы жилых кварталов и гражданской инфраструктуры объясняются тактикой запугивания?
— Эта тактика не работает. Российская разведка ошибалась очень много раз. И если она делает ставку на то, что ударами по гражданским объектам российская армия подействует на психологию украинской стороны, она опять ошибается. Ничего, кроме еще более ожесточенного сопротивления со стороны украинской армии и мирных жителей, такие удары не вызовут.
Вообще, очень много вещей, которые делает российская армия, совершенно лишены какой-либо логики, и анализировать их действия — не имеет смысла. Очень часто бывает и так, что российские военные промахиваются.
Но если это был умышленный удар — это, безусловно, военное преступление. Мы уже знаем, что Россия безответственно относится к нанесению ударов по разным объектам. В принципе, по каждому такому удару должно быть проведено серьезное расследование, желательно международное — так, как это было сделано с крушением малазийского «Боинга», сбитого летом 2014 года. Чтобы никто потом не говорил о предвзятости или постановке. За каждой неправильно или предумышленно неправильно направленной ракетой стоят люди, которые за это отвечают. Люди, которые принимали решение, люди, которые давали команду, и люди, которые выполняли этот приказ, — они все должны отвечать.
Вообще, когда западная армия планирует удар по какому-то объекту, она всегда учитывает побочный эффект. Если этот побочный эффект неприемлем — при том, что цель может быть очень важная — такого удара быть не должно. Это совершенно иной подход к ведению боевых действий. Мы смотрим не только на то, чтобы наши гражданские не погибали, но и гражданские со стороны противника — тоже. Они не являются комбатантами, и по ним стрелять нельзя.
Война — это в любом случае очень грязное и неприятное дело. Даже если вы правильно ведете боевые действия, ошибки все равно возможны. Американцы тоже попадают по гражданским объектам, но всякий раз они проводят расследование. Все подозреваемые отстраняются на это время от своих должностей. До тех пор, пока не будет признано, что они не виноваты. Если выяснится, что кто-то умышленно стрелял по гражданским лицам — он будет за это отвечать.
Фото предоставлено Игорем Раевым
— Судя по впечатляющим кадрам уничтожения складов с боеприпасами в Новой Каховке и Луганске, HIMARS действительно используются очень эффективно?
— Да. Хотя дело не только в самих HIMARS. Украинские войска используют новую интересную тактику. Они получают разведданные (причем им кто-то здорово помогает с выбором целей) и потом используют две системы одновременно. Сначала они применяют систему «Ураган BM-27», которая выстреливает один-два залпа по выбранной цели. Российская система ПВО перехватывает эти ракеты. И пока российская система разряжена и не способна перехватить что-то еще, HIMARS точечно выбивает объект, который подлежит уничтожению.
В последние дни таким образом было атаковано много объектов. И не только склады с боеприпасами, но и командный пункт российских войск в районе Таврийска — к югу от Херсона. Вообще, украинские ракетные системы успешно работают как минимум по трем направлениям. Это Херсон, это Северск — Соледар — Бахмут, и это Авдеевка — Торецк — Донецк. Они регулярно поражают российские объекты.