wikipedia.org
Выставка «Дегенеративного "искусства"» (Die Ausstellung «Еntartete "Kunst"»), открывшаяся 19 июля 1937 года на втором этаже Мюнхенского института археологии, имела целью окончательно разоблачить авангард — так, чтобы больше не поднялся. Заимствованный из биологии термин entartet — в буквальном переводе, дегенеративный, обладающий признаками вырождения — соединялся в названии с искусством, взятым в кавычки — как бы ненастоящим, созданным «кретинами с дефектами зрения» (цитата из Гитлера). Накануне, 18 июля 1937 года, тоже в Мюнхене — в Доме немецкого искусства, специально построенном для фюрера (и по проекту, к которому он, по легенде, приложил руку) открылась Большая германская художественная выставка (Große Deutsche Kunstausstellung), демонстрировавшая «правильное искусство».
Возбужденный рейхсканцлер, выступая на ее открытии, — по свидетельствам, с настоящей пеной на губах, — договорился в финале до того, что «кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. ничего общего с нашим народом не имеют». И мастера «измов» попали в «дегенераты».
Неудачливый живописец, дважды не поступивший в Венскую академию, однако успешный политик, 12 лет возглавлявший страну, пусть и приведший ее к гибели, рейхсканцлер все эти годы насаждал собственный взгляд на искусство. Формула Гитлера «художник, который рисует небо зеленым, а траву голубой, должен быть принудительно стерилизован» воспринималась подчиненными как руководство к действию. И если самих авангардистов, в отличие от евреев, нацисты не кастрировали и не убивали, то созданные ими произведения приговаривались к уничтожению. И самым невероятным кажется сегодня тот факт, что прежде чем уничтожить неугодное искусство, его решили показать.