Открытие выставки "Дегенеративное "искусство" 19 июля 1937 года

Открытие выставки "Дегенеративное "искусство" 19 июля 1937 года

wikipedia.org

Выставка «Дегенеративного "искусства"» (Die Ausstellung «Еntartete "Kunst"»), открывшаяся 19 июля 1937 года на втором этаже Мюнхенского института археологии, имела целью окончательно разоблачить авангард — так, чтобы больше не поднялся. Заимствованный из биологии термин entartet — в буквальном переводе, дегенеративный, обладающий признаками вырождения — соединялся в названии с искусством, взятым в кавычки — как бы ненастоящим, созданным «кретинами с дефектами зрения» (цитата из Гитлера). Накануне, 18 июля 1937 года, тоже в Мюнхене — в Доме немецкого искусства, специально построенном для фюрера (и по проекту, к которому он, по легенде, приложил руку) открылась Большая германская художественная выставка (Große Deutsche Kunstausstellung), демонстрировавшая «правильное искусство».

Возбужденный рейхсканцлер, выступая на ее открытии, — по свидетельствам, с настоящей пеной на губах, — договорился в финале до того, что «кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. ничего общего с нашим народом не имеют». И мастера «измов» попали в «дегенераты».

Неудачливый живописец, дважды не поступивший в Венскую академию, однако успешный политик, 12 лет возглавлявший страну, пусть и приведший ее к гибели, рейхсканцлер все эти годы насаждал собственный взгляд на искусство. Формула Гитлера «художник, который рисует небо зеленым, а траву голубой, должен быть принудительно стерилизован» воспринималась подчиненными как руководство к действию. И если самих авангардистов, в отличие от евреев, нацисты не кастрировали и не убивали, то созданные ими произведения приговаривались к уничтожению. И самым невероятным кажется сегодня тот факт, что прежде чем уничтожить неугодное искусство, его решили показать.

Обложка каталога выставки «Дегенеративное »искусство«

Борьба за чистоту