Новая книга известного филолога, историка культуры и автора Republic Михаила Велижева «Чаадаевское дело: идеология, риторика и государственная власть в николаевской России» (готовится к печати в издательстве Новое литературное обозрение) посвящена судьбе философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856), автора знаменитых «Философических писем» — одного из самых значительных памятников русской политической мысли.

Публикация первого из этих писем в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала негодование Николая I: Чаадаев описывал «мрачное и тусклое существование» России, лишенное всякого внутреннего развития — в отличие от стран Европы, построенных на идеях долга, справедливости, права и порядка.

Царь назвал чаадаевскую статью «смесью дерзостной бессмыслицы, достойной ума лишенного». Журнал «Телескоп» был закрыт, его издатель Николай Надеждин отправлен в ссылку, а сам Чаадаев — в полном соответствии с высочайшей характеристикой — объявлен сумасшедшим.

В отрывке из главы «Безумие, закон и неопатримониальные практики правоприменения в России», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор книги показывает, как в России первой половины XIX века относились к душевнобольным и как «объявление ума лишенным» стало удобным инструментом политических репрессий.