Советские и американские военнослужащие пишут послания врагу на авиабомбах. На заднем плане бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» и транспортный самолет C-47 «Дакота». Полтава, лето 1944 г.

Советские и американские военнослужащие пишут послания врагу на авиабомбах. На заднем плане бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» и транспортный самолет C-47 «Дакота». Полтава, лето 1944 г.

Фото: National Archives / Wiki

Один из ярких эпизодов военного сотрудничества США и СССР в годы Второй мировой войны — операция Frantic (англ. «неистовый», «безрассудно яростный», июнь-сентябрь 1944), в ходе которой американские «летающие крепости» (тяжелые бомбардировщики B-17) и «либерейторы» (В-24) базировались на аэродромах Украины — в Полтаве и Миргороде.

Об этой операции — и о том, как она в конце концов стала одной из причин крушения советско-американского военного альянса, — рассказывает новая книга историка Сергея Плохия «Забытые бастарды Восточного фронта. Американские летчики в СССР и распад антигитлеровской коалиции» (только что вышла в издательстве Corpus).

Идея заключалась в том, чтобы увеличить эффективную дальность американских бомбардировок: «летающие крепости», взлетавшие с баз в Великобритании и на юге Италии, в принципе могли добраться до целей на востоке Германии и даже в Румынии и Венгрии, но на обратный путь не хватало топлива. Так возникла идея челночных полетов: отбомбившись, В-17 не возвращались на свои базы, а должны были лететь вперед — на советские аэродромы в недавно отвоеванной у нацистов Украине. А оттуда, пополнив бомбовый запас, отправлялись в обратный рейд.

Впрочем, от идеи постоянного базирования американских ВВС на Восточном фронте пришлось отказаться уже через три недели после того, как в Украине приземлилась первая «летающая крепость»: в ночь на 22 июня 1944 года силы Люфтваффе совершили массированный налет на советские аэродромы, в результате которого 49 из 73 ночевавших в Полтаве «летающих крепостей» были уничтожены, а еще 16 сильно повреждены — одни из самых больших разовых потерь американской бомбардировочной авиации за все годы Второй мировой.

При этом советские силы ПВО, охранявшие аэродромы, продемонстрировали полную беспомощность: хотя по немецким самолетам было выпущено почти 30 000 снарядов, немцы вернулись домой (на базу под Минском) без потерь. Подробности этой трагической ночи — в отрывке из главы «Пёрл-Харбор в степи», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.